СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптивная физическая культура для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тяжелые и множественные нарушения развития – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы (ЦНС), генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д

Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Адаптивная физическая культура (далее - АФК) является областью общей физической культуры. Основной целью АФК является получение ребёнком комплексной помощи, направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию в обществе.

Общие задачи при всех нарушениях:

Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.

Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.

Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения

Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.

Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций

Физкультура для детей с ОВЗ в школе — важный предмет, обучающий ребенка уважать свое тело. Сам процесс физического воспитания включает восстановление функций нарушенных анализаторов, восполнение дифицита двигательной активности с учетом конкретного дефекта, формирование морально-волевых качеств. В его основе лежит адаптивная физическая культура (АФК) направленная на реабилитацию «особых» детей и их включение в здоровую социальную среду.

Специфика работы с детьми с нарушениями интеллекта и ДЦП состоит в снижении уровня возрастных требований к физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения, а так же более многократное их повторение, по сравнению с нормально развивающимися детьми. Известно, что дети с нарушениями интеллекта плохо владеют речью и иногда не понимают даже простейших словесных инструкций. Поэтому на первых порах обучения основными методами являются наглядные и практические.

Обязательной составляющей является систематичность, то есть регулярность и непрерывность проводимых занятий. Это важно из-за того, что у детей с умственной отсталостью очень быстро, по сравнению с нормально развивающимися детьми, разрушаются недостаточно закреплённые двигательные навыки. Для прочного их усвоения необходима большая повторяемость. Этому способствуют проводимые 6 занятий в течении недели - адаптивная физкультура 2 часа ; двигательное развитие – 2 часа; внеурочное занятие 2 часа.

В коррекции физического развития детей с нарушениями интеллекта и ДЦП кроме общего режима дня, важную роль играет создание режима двигательной активности. Сюда входит (кроме основных занятий по физической культуре):

-проведение итоговых соревнований, направленных на закрепление усвоенных детьми навыков выполнения основных физкультурных упражнений.

-проведение утренней гимнастики и подвижных игр на прогулках в утреннее и вечернее время.

Согласно плана внеклассной работы постоянно проводятся спортивные мероприятия. Например, во время зимних каникул провели спортивный праздник «Зимние забавы» и массовые катания на санках и лыжах.

Учащиеся школы регулярно участвуют в областных соревнованиях. На данный момент идет подготовка к лыжным гонкам

С учетом особенностей психофизиологического развития детей с интеллектуальными нарушениями наша работа требует системного и последовательного подхода и решает задачи:

-нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях,

-нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях,

-систематическая тренировка, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне, заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность.

Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например, упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Не менее интересные и полезные занятия с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечение верховой ездой). При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет.

Игровые виды адаптивной двигательной рекреации – наиболее доступные и простые средства этого вида адаптивной физической культуры. Как правило, для их проведения достаточно минимального количества оборудования и спортивного инвентаря, которые в ряде случаев могут быть изготовлены собственными руками.

Очень распространенным в мире игровым видом, подходящим для рекреативных занятий, является игра Бочча.

Бочча – метание шаров по цели, одна из самых древних игр, известных человечеству! В нее играли в Древнем Египте, Риме, Греции.

Игра эта – очень простая. И самое главное, что в нее могут играть вместе, в одной команде, люди с инвалидностью и без. Ничто не мешает кинуть мяч, никакая коляска! Ведь дети с инвалидностью – это прежде всего ДЕТИ! Каждый ребенок имеет право на здоровый образ жизни и на общение со своими сверстниками, в независимости от диагноза.

И так, если у ребенка умственная отсталость, прежде всего, следует позаботиться о его физическом воспитании. Всегда надо помнить, что укреплению здоровья ребенка-инвалида способствует движение. Именно движение активизирует функции всего организма, усиливает процессы дыхания, кровообращения, улучшает аппетит, нормализует сон. Больным следует не только помогать, но и стремиться к тому, чтобы он выполнял их правильно

11.12.2022 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП