СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящем времени, когда в обществе происходят социальные, политические, экономические и прочие преобразования, к сожалению, увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. В образовании существует проблема поиска новых, эффективных способов оказания коррекционной психологической, педагогической и социальной помощи для них.
В нашем образовательном учреждении ГКОУ СО «Филатовская школа-интернат» воспитываются дети с различными проблемами в интеллектуальном развитии. Особенностями их познавательной сферы являются: недостаточная сформированность внимания различных видов, их свойств (концентрации, объема, распределения). Нарушено непроизвольное запоминание, анализ мыслительных процессов. Нарушения характеризуются низким уровнем сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстракции и пр. Характерной особенностью таких детей является эмоциональная неустойчивость, слабость волевых процессов, импульсивность либо вялость и апатичность. Практически отсутствует уровень сформированности общей способности к учению. У многих детей нашего образовательного учреждения отмечается проявление синдромов гиперактивности и дефицита внимания, импульсивности, а также повышенный уровень тревожности и агрессии. Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает (и даже требует) дифференцированного подхода к коррекции. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, раскрыть его маленький особенный мир и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье.
«Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание художественной культуры» [1, С.23]. Одним из её течений является арттерапия. «Арттерапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определённому виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения» [1, С.165].
В школе-интернате много лет провожу уроки изобразительного искусства. А так же мною разработана и успешно реализуется программа дополнительного образования «Чудеса своими руками». В ходе проведения творческих занятий выделила для себя важные функции в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, которые арттерапия выполняет:
«Именно поэтому арттерапия так эффективна при работе с детьми. Ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого процесса, вот почему этот процесс для него так терапевтичен» [2, С.14].
Учитывая особенности наших воспитанников, в коррекционной работе на уроках изобразительного искусства и занятиях кружка «Чудеса своими руками» я использую следующие виды арттерапии:
Творческая работа даёт положительные результаты в развитии и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изотерапия.
Дети с интеллектуальной недостаточностью в силу своих особенностей не могут хорошо рисовать или испытывают трудности в изображении чего-либо вообще. Для рисования необходимы важнейшие функции: двигательная координация, речь, мышление. Для данной категории детей изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и миром реальности.
Уроки ИЗО и занятия кружка с использованием изотерапии мною проводятся для положительной мотивации, помогают преодолеть страхи детей перед трудностями, создать ситуацию успеха, а также воспитывают чувство взаимопомощи, взаимовыручки. Такие занятия имеют огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук, координации движений. Дети играют с красками, карандашами и прочими изобразительными средствами, при помощи которых можно создать изображение. Я стараюсь не учить их рисовать, а даю возможность создать такое произведение, которое будет только его. Художественные и изобразительные средства подбираю по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать трудности в получении изображения с помощью этой техники. Малейшие усилия должны быть им интересны, приятны. Набор способов создания изображений многообразен: рисование спичками, пластилином, зёрнами и семенами, засушенными ветками и листьями, рисование пальцами и ладонями (печать) и прочее. Занятия изобразительной деятельностью на уроках ИЗО и художественным творчеством на кружке рассматриваются мною как значимый психокоррекционный фактор для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фототерапия.
Фототерапия, основанная на применении фотографии (или слайдов) для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арттерапии [2].
Фототерапия в моей педагогической практике используется очень продолжительное время. Все фотографии, которые я делаю в процессе творческой работы детей, бережно хранятся в альбомах. Воспитанники школы-интерната очень любят смотреть фотографии. Наибольшую радость доставляют те фотографии, на которых они видят себя, своих друзей, братьев и сестёр, и то, что они творят своими руками. А просто красивые (или смешные) фотографии природы, явлений, предметов, людей, ситуаций вызывают восторг и восхищение у детей, тем самым повышая их настроение, желание творить, исключают негативные проявления в поведении. Большим подспорьем в работе для меня сегодня является знание основ пользования персонального компьютера и работы в разных графических программах, а так же ресурс Интернет.
Игровая терапия.
В своей работе с детьми немаловажное значение придаю игровой терапии. «Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра» [2, С.47]. Призывать и упрашивать детей играть не приходится, они делают это с удовольствием. Наиболее оптимальным вариантом в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является сочетание методов арттерапии с игровыми моментами. И игры же конечно сопряжены с творчеством.
Пескотерапия.
Одним из занимательных для детей с ограниченными возможностями здоровья является игра в песок. «Впервые идея использования песка в игре с больными и психически неблагополучными детьми была реализована английским детским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд в 1930 – х годах» [2,С.56]. Мною же этот метод применяется относительно недавно. Всё началось с того, что в школе-интернате появились творческие наборы по изготовлению панно из песка. Именно этот песок мною используется на уроках и в кружковой деятельности. К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка. «Рисуя» картины из песка, сопровождая их придуманными историями, трансформируются знания и жизненный опыт детей, раскрываются законы окружающего мира. Все это делает песочную терапию прекрасным средством для развития.
Терапия посредством создания творческих работ.
Гармонизирующие виды деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья – это занятие рукоделием и ручной труд. Эти два вида творчества по праву можно назвать средством развития личности ребенка. Известно: рука учит мозг – чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. В школе-интернате я веду кружок «Чудеса своими руками». Дети радуются, что могут сделать своими руками красивые открытки, картины, сувениры, игрушки. Они с удовольствием дарят их взрослым, украшают ими свои комнаты. Творческий характер занятий в кружке помогает детям открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими детьми и миром.
Занятия в кружке ведут не только к развитию мелкой моторики, но и всего организма. Вот почему работа моего кружка «Чудеса своими руками» является составной частью коррекционно – развивающего процесса в нашем образовательном учреждении.
В результате применения названных форм арттерапии дети становятся более общительными, при этом у них исправляются нарушенные психические и физические функции.
Описывая свой опыт работы, призываю применять на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья арттерапию в качестве коррегирующего и профилактического средства, как способа развития детей и искоренения причин эмоционального дискомфорта и их психического нездоровья. Литература:
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская – М.: Издательский центр «Академия» - 2001.
2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М.В.Киселёва // Издательский дом «Речь», 2007.
© 2015, Цепелева Людмила Васильевна 1673