СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что нужно знать родителям о ребенке-третьекласснике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этом возрастном периоде продолжается освоение учеб­ной деятельности. Ребенок пытается оценивать причины сво­их достижений и неудач, выбирать способы предотвра­щения последних, то есть развивает познавательную реф­лексию.

Возможно существенное снижение творческих способнос­тей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует ост­рое желание быть успешным в учебе, что для него синони­мично тому, чтобы быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, напри­мер, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей очень огорчают его неуда­чи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, на­чинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хоро­шим, поэтому и незачем стараться».

У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сде­лать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к сни­жению качества контрольных работ, трудностям в выполне­нии творческих заданий.

Включение в учебную деятельность игр, соревнований мо­жет существенно повысить ее эффективность. Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит ин­формацию, но и увидит ее наглядное отображение. Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пыта­ется сдерживать свои непосредственные импульсы, учиты­вать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Развиваются произвольные внимание и память. Но кон­центрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Ребенок становится более критичным по отношению к пе­дагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать лич­ностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

У некоторых детей наблюдается сильное стремление к ли­дерству, острое переживание при невозможности его реали­зовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лиде­рами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше сво­боды. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года с обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические иссле­дования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное и усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями.

Новые возможности мышления становят­ся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Известный детский психолог Д.Б. Эльконин так писал об особенностях развития младших школьни­ков: «Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим».

Активно развивается и способность ребенка произвольно управлять своими пси­хическими процессами, он учится владеть вниманием, памятью, мышлением.

Эти изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников должны быть активно использованы в развивающей работе с детьми. В беседе с родителями психологу важно подчеркнуть, что именно они могут оказать существенную помощь в проведении такой работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста.

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются фактора­ми, непосредственно определяющими ус­пешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успева­ющие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания.

Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, ус­пешность усвоения русского языка связа­на с распределением внимания, а обуче­ние чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свой­ства внимания, можно повысить успева­емость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются раз­витию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивает­ся на протяжении младшего школьного возраста). В то. же время такие свойства внимания, как распределение, переключе­ние и устойчивость, можно и нужно у ре­бенка тренировать.

Психолог может предложить родителям комплекс игр, заданий и упражнений; на­правленных на развитие внимания: разно­образные варианты корректурных заданий, «перепутанные линии», поиск скрытых фигур и многое другое. .

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Наиболее распространенный прием за­поминания у младших школьников - мно­гократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при воз­растающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испы­тывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких спосо­бов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемо­го материала. Приемы смыслового запо­минания, логическая память требуют спе­циальных усилий по своему формирова­нию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказыва­ние Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью.»

В качестве мыслительных приемов запо­минания могут быть использованы: выде­ление смысловых опор, классификация, составление плана и др.

Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности пись­менной речи как средства запоминания.

Для того чтобы помочь заинтересован­ным родителям правильно организовать развивающую работу с детьми, психолог может не только рекомендовать необходи­мую литературу, но и провести обучающие занятия для самих родителей

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыс­лительных способностей. Основное внима­ние необходимо уделить обучению элемен­там. логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравне­нию, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простей­шие определения.

Направляя усилия на развитие мышле­ния детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном сво­еобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вер­бального, понятийного мышления, боль­шинство детей примерно до 10 лет отно­сится не к мыслительному типу, а к худо­жественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным со­вершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского во­ображения.

Желаю удачи в воспитании третьеклассника!

21.10.2017 07:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП