СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Приведённые ниже рекомендации даны мной — мамой девочки с относительно небольшими проявлениями дислексии (в десять лет читает медленно, переставляет слова и буквы, с большим трудом овладевает навыками письма, делает множество дислексических ошибок) и опрошенной мной мамы мальчика с дислексией серьёзной (начал учиться читать в пять лет с частным логопедом-дефектологом и к 11 годам всё ещё испытывает трудности с чтением).
1. С самого начала учим читать осмысленно. Медленно и спотыкаясь, но чтобы каждое слово было понятно.
2. Читать только вместе и только интересное. Покупать красивые книги с картинками, чтобы сенсорное восприятие книги помогало ребёнку.
3. Приучим читать так: родитель медленно читает книгу, ребёнок следит глазами за текстом, и когда готов прочесть несколько слов, делает родителю знак и читает сколько может. Дальше опять вступает родитель.
4. Затем продолжим читать так: одну фразу читает родитель, другую ребёнок. Родитель не перебивает, но поправляет ребёнка в конце. Если трудностей очень много, стоит повторить фразу ещё раз до понимания.
5. Читать ребёнку вслух, пока готов слушать. Дислектик, особенно «трудный», всё равно останется таковым. И возможно, стоит отчасти довериться аудиокнигам.
6. Когда вам удастся научить дислектика читать про себя, вы обнаружите, что некоторые тексты ему проще читать именно так. Дело в том, что дислектику всё равно приходится дешифровывать слова, а когда он читает про себя, то некоторые слова можно пропускать без особого ущерба для смысла. Получается быстрее. Конечно, это относится не ко всем текстам. Условия задач так читать невозможно, а вот «Денискины рассказы» — самое то.
7. Если читать совсем трудно, стоит сделать широкую закладку с длинным вырезанным окошком посередине, чтобы были закрыты нижние и верхние строчки. Так буквы будут меньше плясать. Но этот приём, как и вождение пальцем по строчкам, следует в какой-то момент отставить.
8. Можно брать книги с большим шрифтом, перепечатывать тексты на принтере большими и, если есть возможность, цветными буквами. Есть специальные шрифты для дислектиков, например,
9. Читать тексты, где главная опора в понимании идёт на картинки. Например, есть много хороших комиксов.
10. Этот пункт очень труден в исполнении, но дислектика нельзя учить писать по школьным правилам. Во всяком случае надо убрать все стандарты письма. У нас нет цели выучить дислектика писать грамотно — есть цель дать возможность получать удовольствие от процесса письма. Пусть ребёнок пишет с ошибками, переворачивает буквы, как это делают академически одарённые дошкольники четырёх-пяти лет, но пусть он использует эту деятельность в своей жизни, пишет авторские тексты, письма, комиксы и книжки.
11. Научить писать с разной скоростью, писать, проговаривая буквы, писать, специально делая ошибки, или списывать «ровно и красиво», писать по кривым и прямым линиям, срисовывать картинки по клеточкам и так далее.
12. Очень полезно писать разными ручками, карандашами, фломастерами и кисточками, лепить буквы и слова из пластилина, стараться угадать, уместится ли слово на листе, стараться «сжать» или «расширить» почерк.
13. Можно тренироваться делать на листе схемы или срисовывать карты, на которых размещать надписи разными способами.
14. Убрать оценки. Даже если они есть в школе, стоит объяснить всем заинтересованным сторонам, что долбать дислектика за двадцать ошибок в диктанте и заставлять его учить правила — жестоко и бессмысленно.
Дислексия на самом деле всего лишь другой способ восприятия письменного текста, другие отношения с ним. Это не болезнь и даже не нарушение. Многие дислектики вполне приспособились к своим особенностям и успешно адаптировались в жизни. Говорят, некоторые из них даже стали писателями: за письменным столом вместо них сидели их машинистки или жены, а сами они бегали по кабинету и диктовали.
Ксения Букша
© 2019, Журавлева Наталья Владимировна 120