СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностика семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

При составлении плана воспитательной работы и при подготовке к родительским собраниям сталкиваешься с проблемой диагности родителей и детей. Ниже приведу несколько диагностик которые надеюсь вам помогут в вашей работе.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи ученика, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Изучая семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики.

К методикам диагностики можно отнести следующее:

- наблюдение,

- беседа,

-тестирование,

- анкетирование,

- деловые игры,

- трениниги,

- материалы детского творчества,

- интерактивные игры.

Начиная работу с детским коллективом классный руководитель должен максимально изучить семейную ситуацию для того чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью.

  1. Предлагаемая анкета поможет педагогу оценить воспитательный потенциал семьи в таких его параметрах, как материально бытовые условия воспитания ребёнка в семье, духовная жизнь семьи, активность педагогической позиции родителей, их включённость в педагогический ориентированные виды деятельности как важный аспект педагогической культуры взрослых; образовательные ожидания и потребности семьи.

Уважаемые родители! Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьёй и её педагогической позицией и взглядами на образовательные услуги, с тем чтобы более плодотворно и адресно сотрудничать с вами.

  1. Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами:_________________________________________________________
  2. Какие семейные традиции вы соблюдаете?
    • Дни рождения;
    • Дни поминовения усопши;
    • Коллективные посещения кино, театров и д.р.;
    • Религиозные обряды (посещение церкви, посты, праздники…);
    • Гражданские праздники (Новый год, 1Мая, 8 Марта, День Победы и д.р.);
    • Профессиональные праздники;
    • Выпуск семейной газеты;
    • Воскресные семейные обеды, ужины;
    • Проведение семенных советов;
    • Другое ___________________________________________________
  3. Какие увлечения есть у членов вашей семьи?
    • Спорт;
    • Рыбалка;
    • Шитьё;
    • Вышивка;
    • Сочинение стихов, рассказов, сказок;
    • Поделки;
    • Коллекционирование;
    • Пение;
    • Вязание;
    • Аквариумоводство;
    • Домашние животные (уход, дрессировка);
    • Шахматы;
    • Живопись / рисование;
    • Чтение;
    • Игра на музыкальных инструментах;
    • Посещение театров;
    • Другое ________________________________________________
  4. Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете своего ребёнка: __________________________________________________
  5. Какой труд объединяет вашу семью?
    • Общего труда нет, у каждого своё дело;
    • Уборка квартиры;
    • Ремонт квартиры;
    • Уход за домашними животными;
    • Уход за скотом;
    • Работа в саду, на даче;
    • Индивидуальная трудовая деятельность;
    • Другое ___________________________________________________
  6. Собираете ли вы семейные советы?
    • Семейные проблемы решаются в рабочем порядке без специальных семейных советов;
    • Собираем совет для того, чтобы:
  7. Распределить бюджет семьи
  8. Планировать покупки
  9. Планировать отпуск
  10. Распределять работу по дому, ответственность
  11. Обсуждать поступки членов семьи
  12. Обсуждать проблемы воспитания детей
  13. Другое _______________________________________________________
  14. Какие материально-бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?
    • Отдельная комната для ребёнка;
    • Уголок в общей комнате;
    • Спортивный инвентарь (коньки, лыжи, гири и т.п.);
    • Библиотека;
    • Музыкальные инструменты (гитара, баян и т.п.)
    • Компьютер;
    • Видеокамера;
    • Другое _____________________________________________________
  15. Если в семье неработающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?
  1. Что хорошего / плохого приносит ваш ребёнок из школы?

Умственное развитие

Эстетическое развитие

Культуру общения

Интерес к знаниям

Желание учиться

Внимание к близким

Страх перед оценками

Страх перед педагогами

Сквернословие

Нежелание ходить в школу

Другое ___________________

  1. Углублённое изучение каких предметов в профильных классах желательно для вас в нашей школе?
    • Математика,
    • Физика,
    • Химия,
    • Биология,
    • Информатика,
    • Экономика,
    • Иностранный язык,
    • Литература,
    • Художественная культура,
    • Другое _________________________________________________
  2. Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?
    • Постоянное деловое взаимопонимание;
    • Тёплые дружеские отношения;
    • Сами периодически приходим в школу;
    • Приходим, в основном, по вызову;
    • Бывает, что пропускаем родительские собрания;
    • Постоянно посещаем родительские собрания;
    • Педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребёнка, плохой учёбе;
    • Хороших контактов пока не удалось наладить;
    • С отдельными педагогами мы, пожалуй в конфликте.
  3. Чем Вы удовлетворены в работе школы?
    • Качество обучения;
    • Безопасность ребёнка;
    • Общая спокойная обстановка;
    • Качество питания;
    • Оформление интерьера школы;
    • Отношение учителей к детям;
    • Порядок, требования к дисциплине;
    • Условия для развития способностей (кружки, секции и т.п.);
    • Другое ________________________________________________
  4. Напишите, чем Вы удовлетворены в работе школы __________________________________________________________
  5. Как Вы организуете деятельность ребёнка?
    • Помогаем выполнять домашнее задание, следим за их выполнением;
    • Читаем книги;
    • Водим детей в театры, кино … и т.п.;
    • Обучаем бытовому труду (шитьё, кулинария и т.д);
    • Играем в развивающие игры;
    • Организуем спортивные занятия в семье;
    • Водим детей в музыкальную, художественную школу, спортивную секцию;
    • Выезжаем с детьми на природу, ходим на прогулки;
    • Другое ____________________________________________________
    • Наш ребёнок самостоятельный и сам находит себе дело;
    • Специально не занимаемся с детьми, но всегда и везде привлекаем ребёнка к тому, что делаем сами.
  6. Каким Вы представляете жизненный сценарий вашего ребёнка?
    • Будет рабочим,
    • Будет специалистом с высшим образованием (окончит вуз),
    • Будет специалистом со средним профессиональным образованием (окончит техникум),
    • Будет творческим работником, будет иметь своё дело, займётся коммерцией,
    • Свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем.

Анкетный опрос родителе на первом в учебном году родительском собрании.

АНКЕТА

Ваши родительские собрания

  1. Сведения, которые Вы хотите сообщить о себе.
  2. Чего Вы ждёте от родительских собраний?
  3. Что мешает Вам посещать родительские собрания?
  4. Полезны ли для Вас родительские собрания?
  5. Что наиболее запомнилось Вам на родительском собрании в прошлом году?
  6. Какая форма родительских собраний Вас более всего устроила бы?
  7. Какие проблемы Вы хотели бы обсудить на родительских собраниях?
  8. О чём Вы хотели бы рассказать на родительском собрании?
  9. Как вы полагаете должны ли присутствовать на родительских собраниях учащиеся?
  10. Что больше всего Вам не нравиться на родительских собраниях?

Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям следующий тест.

ТЕСТ

С целью изучения качества характера учащихся взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы

АНКЕТА

В диагностике взаимоотношении родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого не секрет не совпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам воспитания ребёнка.

Для проектного исследования мнения учащихся можно использовать следующие вопросы:

  • Школа для меня – это …
  • Класс, в котором я учусь – это …
  • Учителя для меня – это люди, которые ….
  • Мои одноклассники – это …
  • Уроки для меня – это ….
  • Предметы, которые мне нравятся, это …
  • Предметы, которые мне не нравятся, это …

Для проективного исследования мнения родителей можно использовать следующие вопросы:

  • Школа, в которой учится мой ребёнок, это …
  • Класс, в котором учится мой ребёнок, это …
  • Одноклассники моего ребёнка – это …
  • Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …
  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребёнку – это …
  • Предметы, которые не нравятся моему ребёнку – это …

Проанализировав ответы учащихся и их родителей можно использовать их ответы для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий, как с родителями, так и с учащимися.

Изучая традиции и обычаи семей учащихся, нравственные ценности семьи, можно использовать следующие вопросы проективной методики:

Вопросы для учащихся:

  • Я радуюсь, когда ….
  • Я огорчаюсь, когда …
  • Я плачу, когда ….
  • Я злюсь, когда …
  • Мне нравится, когда.
  • Мне не нравится, когда …
  • Я верю, когда …
  • Если у меня хорошие новости, то я ….
  • Если у меня, плохие новости, то я ….
  • Если у меня что-то не получается, то я

Вопросы родителям:

  • Я радуюсь, когда мой ребёнок …
  • Я огорчаюсь, когда мой ребёнок …
  • Я плачу, когда мой ребёнок …
  • Я злюсь, когда мой ребёнок …
  • Мне нравится, когда мой ребёнок …
  • Мне не нравится, когда мой ребёнок …
  • Я не верю, когда мой ребёнок …
  • Я верю, когда говорят, что мой ребёнок …
  • Если у моего ребёнка хорошие новости, то …
  • Если у моего ребёнка плохие новости, то …
  • Если у моего ребёнка, что-то не получается, т о …

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнять детям и родителям на одну и ту же тему.

  1. «Выходной день в моей семье»
  2. «Наша семья»
  3. «День рождения в моей семье»
  4. «Наша семья»
  5. «Выходной день в моей семье»

Большое внимание классный руководитель должен уделять изучению отношению семьи к нравственным ценностям, которые являются основой формирования личности ребёнка. Родителям и учащимся можно предложить дать определение таким нравственным ценностям, как «долг», «честь», «ответственность», «любовь», «достоинство», «терпимость» и расставить их по степени значимости.

В диагностических целях можно предлагать родителям различные тесты. Очень интересными и достаточно информативными являются тесты, которые в своих ответах многовариантны.

ТЕСТ «Я родитель, я – приятель?!»

  1. Ваш ребёнок требует переключить телевизор с фильма, который вам нравится на программу выступления рок музыкантов. Как вы поступите?
  1. Выполняете просьбу и смотрите передачу вместе;
  2. Просите подождать, так как фильм скоро закончится;
  3. Не обращаете внимание на просьбу ребёнка;
  4. Злитесь на ребёнка за то, что он обратился с просьбой.
  1. Вы видите в своих детях;
  1. Людей, равных себе;
  2. Людей, копирующих вас в молодости;
  3. Маленьких взрослых;
  4. Благодарных слушателей.
  1. Какую причёску вы предпочитаете?
  1. Которая больше всего вам подходит,
  2. Которая отвечает последней моде,
  3. Которая копирует чью-то причёску,
  4. Которая копирует стиль ребёнка.
  1. Немного о возрасте родителей:
  1. Знают ли дети ваш возраст,
  2. Вы подчёркиваете возрастную черту между родителями и детьми,
  3. Вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми,
  4. Постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.
  1. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?
  1. Стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля,
  2. Стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок,
  3. Стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит,
  4. Следуете своему пониманию стиля.
  1. Ваш сын - подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?
  1. Посчитаете это личным делом ребёнка,
  2. Станете подшучивать над его (её) поступком,
  3. Признаете, что это стильно,
  4. Сделаете тоже самое.
  1. Музыка звучит в доме на постоянную громкость.
  1. Вы затыкаете уши ватой,
  2. Уменьшаете громкость,
  3. Миритесь с увлечением своего ребёнка,
  4. Включаете ещё громче.
  1. Если вы спорите со своим ребёнком, то:
  1. Стараетесь им не возражать,
  2. Признаете их правоту,
  3. Спорите до полной победы,
  4. Уходите от спора.
  1. Ваш ребёнок празднует день рождения:
  1. Вы вместе с ним за одним столом,
  2. Оставляете ребят одних,
  3. Обслуживаете детей за столом,
  4. Уходите из дома.
  1. Дети идут на дискотеку:
  1. Вы идёте вместе с ними,
  2. Вы не разрешаете им идти,
  3. Вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок,
  4. Вы ограничиваете их во времени.
  1. В общении со своими детьми вы:
  1. Откровенны,
  2. Закрыты,
  3. Сдержанны,
  4. Открыты.
  1. В отношении со своими детьми вы:
  1. Ведёте себя как приятель,
  2. Как строгий судья,
  3. Как друг,
  4. Как родитель.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Он заставит многих родителей по иному посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

Изучение взаимоотношений в системе «родитель – ребёнок» начинается с первой встречи с родителями учащихся. На этой встрече можно определить темы родительских собраний, тематические и индивидуальные консультации, совместные мероприятия учащихся и родителей.

Для этого можно провести ряд анкет

Анкета № 1 – А поможет узнать, какие результаты ожидают родители от своих детей и что ставят во главу в положительных и отрицательных качествах.

  1. Какие положительные качества своего ребёнка Вы можете назвать?
  2. Какие положительные качества своего ребёнка Вы считаете самыми главными?
  3. Какие отрицательные качества своего ребёнка Вы можете назвать?
  4. Какие из них Вам более всего не нравятся, и хотелось бы с помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребёнку их исправить?
  5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребёнка в конце учебного года? Через год? Через три года? В год окончания школы?

Анкета № 2 поможет изучить микроклимат семьи, её нравственные приоритеты.

Проранжируйте (расставьте) понятия по степени значимости для Вас.

Для меня самое главное, чтобы у моего ребёнка было хорошее:

  • Питание;
  • Здоровье;
  • Друзья;
  • Работа;
  • Учёба;
  • Взаимоотношения с родными;
  • Любовь;
  • Деньги;
  • Образование;
  • Жильё.

Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребёнка можно использовать ассоциативный тест «Ребёнок глазами родителей, семья глазами ребёнка». Это изучение необходимо проводить параллельно как с родителями, так и с детьми.

Опрос родителей

Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда Вы слышите имя Вашего ребёнка?

Опрос детей

Напишите, какие ассоциации возникают у вас при словосочетании «твоя семья».

Эта информация полученная одновременно и от родителей и от детей, поможет определить положение ребёнка в семье, желание родителей знать своего ребёнка, его проблемы, его внутреннее состояние. По результатам исследования нужно проводить консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей.

Пример:

  • проблема детской тревожности и неуверенности;
  • проблема общения взрослых и детей,
  • проблема отсутствия познавательного интереса у отдельных учащихся.

Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет по- иному взглянуть на ребёнка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.

09.09.2015 19:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП