СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Диагностический инструментарий для выявления природных склонностей и творческих способностей ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коноваленко С.В., канд.психол.наук, психолог высшей категории, логопед высшей категории ЦЛПДО

ПРИРОДНЫЕ СКЛОННОСТИ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходим не только достаточный уровень развития познавательных процессов, но и устойчивый интерес к тому или иному виду работы, способность сохранять довольно длительное время сосредоточенность.

Учитывая особенности учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, необходимо к этому вопросу подойти очень серьезно. Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы работу и в образовательном учреждении, и дома привести в соответствии с природными задатками ребенка. Предлагаем простые методики для определения примерных природных склонностей и интересов, а также уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей старшего дошкольного возраста

(содержит 30 вопросов, которые разделяются по сферам)

«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» - вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26

«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»- вопросы 2, 7, 12, 17, 22, 27;

«ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК» - вопросы 3, 8, 13, 18, 23, 28;

«ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - вопросы 4, 9, 14, 19, 24, 29;

«ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»- вопр. 5, 10, 15, 20, 25, 30.

Цель: определение предполагаемой сферы интересов и предпочтений дошкольника.

Инструкция. Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «Да», «Нет», «Очень нравится», «Совсем не нравится».

ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ

  1. Ты любишь фильмы о животных?
  2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как она устроена?
  3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?
  4. Тебе нравится решать задачи?
  5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?
  6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?
  7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?
  8. Тебе нравится играть в больницу и быть врачом?
  9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь ли научиться)?
  10. Ты любишь выдумывать разные истории?
  11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?
  12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?
  13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им, как играть в какую-нибудь игру?
  14. Ты любишь разгадывать сложные кроссворды?
  15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли переделывать ее до тех пор, пока не получится так, как надо?
  16. Тебе интересно наблюдать за растениями?
  17. Ты часто рассматриваешь технические журналы? Тебе это нравится?
  18. На улице плачет малыш. Ты постараешься его утешить?
  19. Тебе нравится читать (хочешь научиться)?
  20. Ты услышал (а) историю с грустным концом. Ты захочешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?
  21. Ты любишь собирать красивые камешки?
  22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?
  23. Твоя мама изменила прическу или надела новое платье. Заметишь ли ты это и скажешь ей, какая она красивая?
  24. Можешь ли долго решать интересные задачи, хотя вокруг играет громкая музыка?
  25. Тебе нравится рисовать красками?
  26. Ты любишь книги, мультики и фильмы о природе?
  27. Ты гуляешь во дворе. Кто-то выбросил старый телевизор или приемник. Ты посмотришь, что там внутри?
  28. Замечаешь ли ты, что твои близкие чем-то расстроены?
  29. Тебе нравится разгадывать ребусы, головоломки, шарады, решать задачи, связанные с кодированием?
  30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос оцениваются в 1 балл, отрицательные – 0 баллов. ( При проведении опроса детей учитываются комментарии ребенка, степень его эмоционального участия, особенности его поведения, способности к сотрудничеству, качество установившегося контакта).

Максимальная оценка в каждой группе интересов – 6 баллов, минимальная – 0.

Если ребенок дал 5- 6 положительных ответов на вопросы какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

На основании проведенного исследования подбираются задания и игры для индивидуальной работы с ребенком, как специалистами, так и родителями для домашних занятий.

Например, если сфера предпочтительных интересов ребенка «человек – человек», то, играя с ним, выбирайте тематику в соответствии с этим направлением. Здесь хороши игры в школу, в больницу. Ваш ребенок будет замечательно себя чувствовать в роли воспитателя, учителя и т. д.

Если же ребенок ориентирован в сфере «человек – художественный образ», то здесь подойдут любые эмоциональные сюжетно-ролевые мимические и пантомимические игры, чтение сказок и рассказывание различных историй по ролям и т.п.

При интересах ребенка, лежащих в зоне «человек – знаковая система» можно использовать графические диктанты, выполнение по образцу и придумывание графических узоров, разгадывание кроссвордов и ребусов и т. д.

Если сфера интересов «человек – природа», то материал для работы с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях и т. п.

Для ребенка, ориентированного в сфере «человек – техника» необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции и с увлечением рассказывают об их предназначении. Разгадывайте с Вашими «Кулибиными» разнообразные технические головоломки, и получите удовольствие не только от общения со своим чадом, но и от сложного творческого процесса.

Оценка способности к конструированию из счетных палочек по словесной инструкции

При проведении данного эксперимента мы оценивали не только непосредственно сформированность конструктивных умений и навыков, но и способность удерживать и выполнять сложную инструкцию, умение вербализовать свои действия, а также способность принятия самостоятельного творческого решения. В основу данной методики положена методика исследования способности работать по инструкции «Домик лесника» (Ульенкова У.В.).

Оборудование: счетные палочки синего, красного, желтого, зеленого и белого цвета.

В начале исследования специалист дает пробную инструкцию и иллюстрирует ее выполнение.

Затем дается инструкция детям: «Постройте одноэтажный дом со стенами синего цвета. Пол зеленый, потолок белый, крыша красная, на левом скате крыши желтая труба. Справа крыльцо из трех ступенек – верхняя белая, нижняя синяя, между ними красная. Придумайте, чем украсить вашу постройку».

Оценивались точность соблюдения инструкции, качество исполнения, словесное сопровождение и элементы свободного творчества.

Критерии балльной оценки:

0 – не смог выполнить инструкцию

1 – инструкция выполнена частично, качество постройки низкое, дополнений нет, прокомментировать не может;

2 – инструкция выполнена более чем с 2 неточностями, качество постройки низкое без собственных дополнительных деталей, прокомментировать работу затрудняется даже с помощью взрослого;

3 – инструкция выполнена с незначительными отступлениями (не более 1-2 неточностей), качество постройки удовлетворительное без собственных дополнительных деталей, может последовательно рассказать о выполненной работе с помощью взрослого;

4 - инструкция точно выполнена, качество постройки близкое к норме, но без самостоятельного дополнения деталей, может последовательно рассказать о выполненной работе;

5– инструкция точно выполнена, качество постройки удовлетворительное, может последовательно рассказать о выполненной работе, постройку дополнил собственной деталью.

Успешность выполнения задания зависит от уровня развития не только творческих способностей и конструктивных навыков, но и от уровня развития произвольного слухового внимания и памяти, а также развития связной речи и способности анализировать собственные действия и их результат.

Если ребенок получил 3 или менее баллов, дайте ему менее сложное задание, изменив инструкцию. Проговорите ее дважды медленно, предложите испытуемому повторить задание вслух и прокомментировать его, описать последовательность собственных действий, и лишь потом приступить непосредственно к выполнению. По условиям задания ребенку необходимо сложить 2-3 геометрические фигуры определенным образом в установленной последовательности. Например, квадрат с одной синей стороной и тремя красными, треугольник белого цвета. Постепенно можно увеличивать количество фигур и усложнять условия.

После завершения работы проанализируйте с ребенком результат его деятельности, предложите ему найти неточности и ошибки, оценить собственную постройку в баллах, предварительно ознакомив ребенка с критериями оценки в доступной для него форме. Это способствует не только развитию связной речи и мышления, но и формированию критичности к результатам деятельности и адекватной ее самооценки.

Оценка творческих способностей при конструировании из плоских геометрических фигур

При проведении данного исследования мы учитывали уровень конструктивного праксиса, умение вербализовать свои действия, а также уровень развития связной речи ребенка. Также оценивали пластику и мимическую подвижность.

Цель исследования: оценка творческого потенциала детей при конструировании из плоских геометрических фигур.

Оборудование: геометрические фигуры, вырезанные из бумаги (круги, прямоугольники, квадраты, трапеции, треугольники, овалы), предметные картинки с изображением животных медведя, зайца, волка, лисы, белки, пингвина, кенгуру, мыши, кошки, синицы и образцы их изображений из геометрических фигур.

В начале исследования детям предлагались для беглого осмотра и сопоставления предметные картинки с натуральными изображениями животных и их аналоги из геометрических фигур. Затем для более длительного и глубокого изучения – геометрические фигуры с последующим подбором необходимых для составления из них изображений животных. Животных для выкладывания из геометрических форм дети подбирают по своему желанию, после чего рассказывают все, что знают о каждом из выбранных ими животном, внешнем виде, повадках и т.д., изображают их при помощи мимики, жестов и голоса.

На выполнение этого задания давалось 10 минут. Оценивалось качество выполнения и количество сконструированных фигур животных, а также комментарии ребенка к ним. Специфические особенности фигур (наличие острых когтей, зубов, акцент на отдельных частях тела и т.д.) дали нам дополнительное представление о личности испытуемого. Учитывался выбор ребенком тех или иных животных.

Критерии балльной оценки

0 – не смог выполнить инструкции

1– не смог собрать ни одной фигурки, но замысел озвучивает;

2 - смог сконструировать только одно животное, историю про выбранное животное самостоятельно придумать не смог (выполняет только с помощью наводящих вопросов), мимическое изображение как таковое отсутствует, движения беспорядочны, не отражают характера и внешнего вида выбранного животного;

3 - сконструировал 2 фигурки животных, историю смог придумать про каждого в отдельности, включить своих персонажей в единый сюжет не смог, мимический портрет животного узнаваем с трудом;

4создал 3 различные фигурки животных с характерными особенностями; придумал историю про каждого в отдельности, мимический портрет узнаваем без труда;

5 – сконструировал 4 различные фигурки животных с характерными особенностями, придумал историю, в которой задействованы все персонажи, мимический портрет узнаваем без труда.

Если ребенок набрал 3 или менее баллов, предложите ему собрать фигуру одного животного со зрительной опорой на образец и изобразить животное при помощи мимики и жестов. По окончании работы проанализируйте совместно с ребенком результат, сравните с образцом. Расскажите ребенку о повадках, среде обитания и т.д. Попросите ребенка ответить на вопросы о внешнем виде, о жизни этого животного и лишь после этого составить рассказ о животном. Количество предъявляемых образцов можно постепенно увеличивать. После того, как ребенок научится выкладывать фигурки животных по образцу, изображать их при помощи мимических средств, составлять простой схематичный рассказ, можно перейти к выполнению задания без зрительной опоры по памяти.

Творческие способности непосредственно не связаны со способностью к обучению, с интеллектуальными возможностями ребенка. Но в то же время, стимулируя в нем творческие способности, мы способствуем развитию восприимчивости к новым идеям, ломке сложившихся стереотипов, что, несомненно, важно при развитии всех видов деятельности, в том числе и конструктивной, без высокого уровня которой невозможно развитие наглядных форм мышления, а соответственно, и письма, и чтения (А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн; Ю.Г. Тамберг).

Список литературы

  1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. – М.: Педагогика, 1983. – 320 с.
  2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
  3. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. – 320 с.
  4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. – Н.Новгород: НГПУ, 1994. - 230 с.
24.10.2018 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП