СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Коноваленко С.В., канд.психол.наук, психолог высшей категории, логопед высшей категории ЦЛПДО
ПРИРОДНЫЕ СКЛОННОСТИ И ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА
Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста необходим не только достаточный уровень развития познавательных процессов, но и устойчивый интерес к тому или иному виду работы, способность сохранять довольно длительное время сосредоточенность.
Учитывая особенности учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста, необходимо к этому вопросу подойти очень серьезно. Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы работу и в образовательном учреждении, и дома привести в соответствии с природными задатками ребенка. Предлагаем простые методики для определения примерных природных склонностей и интересов, а также уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей старшего дошкольного возраста
(содержит 30 вопросов, которые разделяются по сферам)
«ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА» - вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26
«ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА»- вопросы 2, 7, 12, 17, 22, 27;
«ЧЕЛОВЕК- ЧЕЛОВЕК» - вопросы 3, 8, 13, 18, 23, 28;
«ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА» - вопросы 4, 9, 14, 19, 24, 29;
«ЧЕЛОВЕК - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»- вопр. 5, 10, 15, 20, 25, 30.
Цель: определение предполагаемой сферы интересов и предпочтений дошкольника.
Инструкция. Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «Да», «Нет», «Очень нравится», «Совсем не нравится».
ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕДЫ
Положительные ответы на каждый вопрос оцениваются в 1 балл, отрицательные – 0 баллов. ( При проведении опроса детей учитываются комментарии ребенка, степень его эмоционального участия, особенности его поведения, способности к сотрудничеству, качество установившегося контакта).
Максимальная оценка в каждой группе интересов – 6 баллов, минимальная – 0.
Если ребенок дал 5- 6 положительных ответов на вопросы какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.
На основании проведенного исследования подбираются задания и игры для индивидуальной работы с ребенком, как специалистами, так и родителями для домашних занятий.
Например, если сфера предпочтительных интересов ребенка «человек – человек», то, играя с ним, выбирайте тематику в соответствии с этим направлением. Здесь хороши игры в школу, в больницу. Ваш ребенок будет замечательно себя чувствовать в роли воспитателя, учителя и т. д.
Если же ребенок ориентирован в сфере «человек – художественный образ», то здесь подойдут любые эмоциональные сюжетно-ролевые мимические и пантомимические игры, чтение сказок и рассказывание различных историй по ролям и т.п.
При интересах ребенка, лежащих в зоне «человек – знаковая система» можно использовать графические диктанты, выполнение по образцу и придумывание графических узоров, разгадывание кроссвордов и ребусов и т. д.
Если сфера интересов «человек – природа», то материал для работы с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях и т. п.
Для ребенка, ориентированного в сфере «человек – техника» необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции и с увлечением рассказывают об их предназначении. Разгадывайте с Вашими «Кулибиными» разнообразные технические головоломки, и получите удовольствие не только от общения со своим чадом, но и от сложного творческого процесса.
Оценка способности к конструированию из счетных палочек по словесной инструкции
При проведении данного эксперимента мы оценивали не только непосредственно сформированность конструктивных умений и навыков, но и способность удерживать и выполнять сложную инструкцию, умение вербализовать свои действия, а также способность принятия самостоятельного творческого решения. В основу данной методики положена методика исследования способности работать по инструкции «Домик лесника» (Ульенкова У.В.).
Оборудование: счетные палочки синего, красного, желтого, зеленого и белого цвета.
В начале исследования специалист дает пробную инструкцию и иллюстрирует ее выполнение.
Затем дается инструкция детям: «Постройте одноэтажный дом со стенами синего цвета. Пол зеленый, потолок белый, крыша красная, на левом скате крыши желтая труба. Справа крыльцо из трех ступенек – верхняя белая, нижняя синяя, между ними красная. Придумайте, чем украсить вашу постройку».
Оценивались точность соблюдения инструкции, качество исполнения, словесное сопровождение и элементы свободного творчества.
Критерии балльной оценки:
0 – не смог выполнить инструкцию
1 – инструкция выполнена частично, качество постройки низкое, дополнений нет, прокомментировать не может;
2 – инструкция выполнена более чем с 2 неточностями, качество постройки низкое без собственных дополнительных деталей, прокомментировать работу затрудняется даже с помощью взрослого;
3 – инструкция выполнена с незначительными отступлениями (не более 1-2 неточностей), качество постройки удовлетворительное без собственных дополнительных деталей, может последовательно рассказать о выполненной работе с помощью взрослого;
4 - инструкция точно выполнена, качество постройки близкое к норме, но без самостоятельного дополнения деталей, может последовательно рассказать о выполненной работе;
5– инструкция точно выполнена, качество постройки удовлетворительное, может последовательно рассказать о выполненной работе, постройку дополнил собственной деталью.
Успешность выполнения задания зависит от уровня развития не только творческих способностей и конструктивных навыков, но и от уровня развития произвольного слухового внимания и памяти, а также развития связной речи и способности анализировать собственные действия и их результат.
Если ребенок получил 3 или менее баллов, дайте ему менее сложное задание, изменив инструкцию. Проговорите ее дважды медленно, предложите испытуемому повторить задание вслух и прокомментировать его, описать последовательность собственных действий, и лишь потом приступить непосредственно к выполнению. По условиям задания ребенку необходимо сложить 2-3 геометрические фигуры определенным образом в установленной последовательности. Например, квадрат с одной синей стороной и тремя красными, треугольник белого цвета. Постепенно можно увеличивать количество фигур и усложнять условия.
После завершения работы проанализируйте с ребенком результат его деятельности, предложите ему найти неточности и ошибки, оценить собственную постройку в баллах, предварительно ознакомив ребенка с критериями оценки в доступной для него форме. Это способствует не только развитию связной речи и мышления, но и формированию критичности к результатам деятельности и адекватной ее самооценки.
Оценка творческих способностей при конструировании из плоских геометрических фигур
При проведении данного исследования мы учитывали уровень конструктивного праксиса, умение вербализовать свои действия, а также уровень развития связной речи ребенка. Также оценивали пластику и мимическую подвижность.
Цель исследования: оценка творческого потенциала детей при конструировании из плоских геометрических фигур.
Оборудование: геометрические фигуры, вырезанные из бумаги (круги, прямоугольники, квадраты, трапеции, треугольники, овалы), предметные картинки с изображением животных медведя, зайца, волка, лисы, белки, пингвина, кенгуру, мыши, кошки, синицы и образцы их изображений из геометрических фигур.
В начале исследования детям предлагались для беглого осмотра и сопоставления предметные картинки с натуральными изображениями животных и их аналоги из геометрических фигур. Затем для более длительного и глубокого изучения – геометрические фигуры с последующим подбором необходимых для составления из них изображений животных. Животных для выкладывания из геометрических форм дети подбирают по своему желанию, после чего рассказывают все, что знают о каждом из выбранных ими животном, внешнем виде, повадках и т.д., изображают их при помощи мимики, жестов и голоса.
На выполнение этого задания давалось 10 минут. Оценивалось качество выполнения и количество сконструированных фигур животных, а также комментарии ребенка к ним. Специфические особенности фигур (наличие острых когтей, зубов, акцент на отдельных частях тела и т.д.) дали нам дополнительное представление о личности испытуемого. Учитывался выбор ребенком тех или иных животных.
Критерии балльной оценки
0 – не смог выполнить инструкции
1– не смог собрать ни одной фигурки, но замысел озвучивает;
2 - смог сконструировать только одно животное, историю про выбранное животное самостоятельно придумать не смог (выполняет только с помощью наводящих вопросов), мимическое изображение как таковое отсутствует, движения беспорядочны, не отражают характера и внешнего вида выбранного животного;
3 - сконструировал 2 фигурки животных, историю смог придумать про каждого в отдельности, включить своих персонажей в единый сюжет не смог, мимический портрет животного узнаваем с трудом;
4 – создал 3 различные фигурки животных с характерными особенностями; придумал историю про каждого в отдельности, мимический портрет узнаваем без труда;
5 – сконструировал 4 различные фигурки животных с характерными особенностями, придумал историю, в которой задействованы все персонажи, мимический портрет узнаваем без труда.
Если ребенок набрал 3 или менее баллов, предложите ему собрать фигуру одного животного со зрительной опорой на образец и изобразить животное при помощи мимики и жестов. По окончании работы проанализируйте совместно с ребенком результат, сравните с образцом. Расскажите ребенку о повадках, среде обитания и т.д. Попросите ребенка ответить на вопросы о внешнем виде, о жизни этого животного и лишь после этого составить рассказ о животном. Количество предъявляемых образцов можно постепенно увеличивать. После того, как ребенок научится выкладывать фигурки животных по образцу, изображать их при помощи мимических средств, составлять простой схематичный рассказ, можно перейти к выполнению задания без зрительной опоры по памяти.
Творческие способности непосредственно не связаны со способностью к обучению, с интеллектуальными возможностями ребенка. Но в то же время, стимулируя в нем творческие способности, мы способствуем развитию восприимчивости к новым идеям, ломке сложившихся стереотипов, что, несомненно, важно при развитии всех видов деятельности, в том числе и конструктивной, без высокого уровня которой невозможно развитие наглядных форм мышления, а соответственно, и письма, и чтения (А.Н. Леонтьев; С.Л. Рубинштейн; Ю.Г. Тамберг).
Список литературы
© 2018, Березовец Валентина Николаевна 1080