СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дифференциация, как один из аспектов гуманизации
образования.
Все виды обучения, особенно программированное, позволяет эффективно использовать дифференцированное обучение - такой подход, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика. Цель дифференцированного обучения – уберечь учеников от возможных пробелов в знаниях, «выровнять» их подготовку, возбудить интерес к учению. Дифференциацию обучения на уроке осуществляю через изменение содержания, регулирование трудностей и длительности выполнения отдельных заданий. Дифференцированное обучение позволит мне эффективно решить вопросы качественного обучения всех детей.
Осуществляя дифференцирование обучение, я имею:
Если дифференцированное обучение относится к отдельному ученику, то оно становится индивидуальным. Практическую реализацию индивидуального обучения начинаю с того, кому оно необходимо. Особого внимания требуют дети, которым трудно учиться. Выделяю несколько групп причин, затрудняющих обучение. Дети с недостаточным уровнем сформированности двигательных умений, что также затрудняет их процесс учения. Они плохо овладевают навыками письма, рисования, практическими действиями. Они плохо и неряшливо пишут, занятия физкультурой, рисованием, лепкой для них мучение. Здесь причина не в лености или в нежелании учиться, а в неразвитости движений. Этим детям необходим индивидуальный подход, дополнительные занятия и специальные упражнения в тренировке соответствующих мышц.
Индивидуальный подход необходим и детям с нарушением памяти, для таких ребят требуется индивидуальная программа, где предусмотрено все – от наглядности и использование «опор» до специальных приемов тренировки памяти (схемы, таблицы..)
Дифференциацию обучения осуществляю через групповые и индивидуальные задания.
Оправдывают себя следующие способы дифференциации, когда:
- содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников время для выполнения заданий уменьшается;
- содержание заданий одинаково для всего класса, но для сильных учеников задания большего объема или более сложные;
- задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение заданий; (опорная схема, алгоритм, таблица, образец, ответ..)
- использую на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
- предоставляю самостоятельный выбор ученикам одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего использую на этапе закрепления материала.
На уроке математики дифференцированное обучение проявляется, например, в различной работе дифференцированных подгрупп с задачами. Предлагаю детям задачу:
«В первый день в саду посадили 8 рядов яблонь по 6 яблонь в каждом ряду. На второй день посадили еще 4 ряда по 12 яблонь в каждом ряду.
Сколько всего яблонь посадили за два дня?»
Первая сильная подгруппа должна в установленное время решить задачу, составить новую подобную задачу и также решить ее.
Вторая подгруппа решает задачу двумя известными детям способами, т.е. в двух вариациях.
Третья слабая подгруппа – решает задачу, пользуясь опорной схемой и вопросами.
Сильные ученики быстрее справляются с заданиями, у них остается резерв времени. Для них заранее готовлю карточки, которые содержат в себе системы заданий, связанные с анализом и решением одной и той же задачи, но на различных уровнях повышенной сложности, при этом осуществляется дифференциация поисковой деятельности. (т.е. работа с одаренными детьми – тест, небольшие задания в виде олимпиады, задания на логическое мышление…)
При использовании дифференцированного обучения, очень важно помнить, нельзя средних и слабых учеников ориентировать только на выполнение упрощенных заданий, а сильных - на ускоренное обучение.
Важно объяснить, что это лишь временная мера, и дифференцированный подход будет использоваться до тех пор, пока они не приобретут необходимую сноровку в выполнении заданий. Ни в коем случае нельзя показывать детям, что кто-то из них умнее, а кто-то слабее. Надо объяснить, что все они разные, и тогда с дифференцированным и индивидуальным обучением не будет проблем.
Новинка:
Разработана разноуровневая тетрадь с печатной основой по русскому языку, как средство дифференциации самостоятельной работы в начальной школе. Автор: Л. Бушуева.
Эта тетрадь представляет собой систему самостоятельных работ, составленную в строгом соответствии с действующей программой и учитывающую индивидуальные особенности учащихся.
В основе разработки заданий для самостоятельных работ лежит идея разноуровневой дифференциации внутри одного класса. При помощи такой тетради учитель осуществляет дифференциацию работы учащихся, кроме того, она помогает рационализировать работу учителя и экономить время учащихся.
Каждый раздел состоит из теоретических сведений, упражнений и ответов к упражнениям. Дидактический материал отличает то, что упражнения составлены не только по изучаемой теме, но и включают слова на ранее рассмотренные правила. Кроме того, к дидактическому материалу предлагается ряд заданий, различных по характеру. Это позволит при организации самостоятельной работы учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика, уровень его умений, темп работы.
Особенностью тетради является наличие «дозированной помощи».Для слабых учеников дается двукратная «дозированная помощь», для средних – однократная, сильные ученики в ней не нуждаются.
Каждый шаг своей работы учащиеся фиксируют письменно, и в результате выполнения всех заданий в тетради ученика накапливается логически связанная запись. Предусматривается две формы контроля: самоконтроль и контроль со стороны учителя.
Еще одной особенностью тетради является наличие в ней словариков. Задания к ним носят орфографический характер.
© 2015, Божко Инна Валентиновна 526