СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Зачем нам нужна дыхательная гимнастика?
Правильно поставленное речевое дыхание — это отсутствие затруднений в произношении, красивый звучный голос. По го¬лосу можно судить о человеке, о его характере. Речевое и жизненное дыхания отличаются друг от друга. В речевом дыхании выдох является самым активным. Выдох во время речи управляется сознанием. Выдох можно удлинить или укоротить. При заикании речевое дыхание почти всегда бывает нарушенным. Жизненное дыхание — это поддержание жизни в организме путем газообмена: при вдохе в организм поступает кислород, при выдохе выделяется углекислый газ. Без этого своеобразного пита¬ния человек не может прожить и нескольких минут. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на плавном, равномерном выдохе. Жизненное дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание имеет свои особенности. Оно призвано уча¬ствовать в создании голосового звучания на плавном равномер¬ном выдохе. Речевое дыхание необходимо все время рассчиты¬вать: вдыхать столько воздуха, чтобы выдоха хватило на всю фразу, которую вы хотите сказать. Нужно экономно расходовать выдыхаемый воздух до нового вдоха. В речи вдох и выдох нерав¬номерны: вдох короткий, а выдох длинный. Соотношение вдоха и выдоха во время речи примерно 1:5, 1:6. Наиболее правильный и целесообразный тип дыхания для речи — нижнее — диафрагмальное дыхание. При правильном вдохе диафрагма, благодаря своей подвиж¬ности, быстро опускается и увеличивает объем легких вглубь.
Для того чтобы научиться правильному речевому дыханию, нужно научиться сознательно управлять диафрагмой.
Делайте следующие упражнения:
1. Лежа на спине, полностью расслабьте все мышцы.
2. Положите одну руку на живот, другую на грудь.
3. Спокойно и глубоко вдохните, приподнимая стенку живота.
4. Медленно выдыхайте, слегка нажимая рукой на живот, пока не почувствуете, что его стенка не приняла исходного положения.
5. Грудь во время дыхания должна быть спокойной. Одежда должна быть свободной.
Эти упражнения надо проделывать до тех пор, пока движения живота будут не механическими, а полностью согласованными с дыханием,
т. е. стенка живота будет подниматься при вдохе и опускаться при выдохе. Старайтесь постоянно пользоваться этим дыханием.
Сделайте его вашей привычкой.
Основные требования к речевому дыханию
• Не начинайте говорить, не сделав вдоха, говорите только на выдохе.
• Вдох и выдох делайте через рот, стараясь дышать неслышно, бесшумно.
• Вдох должен быть легким и коротким, а выдох — длительным и экономным.
• При вдохе выпячивается живот и расширяются нижние ребра; при выдохе живот опадает, а ребра занимают исходное положение.
• Грудь во время дыхания не работает активно: не поднимается при вдохе и не опускается при выдохе.
• Плечи должны быть совершенно неподвижны.
• После выдоха перед новым вдохом необходимо сделать останов¬ку на 2 — 3 секунды.
• Выдыхаемый воздух надо расходовать в основном на гласные звуки. • Следите, чтобы в процессе речевого дыхания не было никакого напряжения мышц в области шеи, рук, живота, груди.
• Бережно и экономно расходуйте выдыхаемый воздух, не допускайте утечки воздуха между словами.
Упражнения для речевого дыхания
ФУТБОЛ Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
СНЕГОПАД Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
ЛИСТОПАД Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
БАБОЧКА Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
КОРАБЛИК Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
ОДУВАНЧИК Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
ШТОРМ В СТАКАНЕ Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
© 2018, Быковская Ольга Витальевна 383