СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Электронный учебник-трансформер как средство индивидуализации самообразования школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пожалуй, первые удачные применения трансформеров (англ. тransformer «меняющий форму, преобразующий(ся)», касаются мебели, которые путем конструирования подстраивались для удобства, дизайн, экономии пространства и т. д. В последнее время приобрели популярность строительные конструкции-трансформеры, игрушки-трансформеры и т. п. Представляет интерес идея создания электронных образовательных ресурсов в форме трансформеров. Например, электронный учебник-трансформер можно спроектировать путем создания многовариантного представления содержания, соответствующего замыслам преподавателя и предпочтениям ученика.

Тогда при самостоятельном изучении материала учебника можно достичь максимально высокое качество индивидуализации обучения ученика. Цель работы – разработать модель электронного учебника-трансформера, основанного на подборе и представлении информационного содержания изучаемой темы в нескольких форматах, удобных для восприятия учеником с заданным психотипом. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная. Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную и эмоциональную память, а так-же используя компьютерные объяснения. Традиционное построение электронного учебника осуществляется в рамках уже ставших классическими методами отбора и представления учебного материала в экранной форме с использованием компьютерных средств визуализации и мультимедиа [1].

При подобном подходе обеспечить индивидуализацию обучения учащихся практически

невозможно, поскольку учебник предоставляет содержание в одном формате. При самообразова- тельной деятельности ученика он может иметь малую эффективность, поскольку практически не

учитывает психофизиологические и когнитивные способности обучаемого.

Представляется возможным в максимальной степени удовлетворить образовательные за- просы и дидактические преимущества самообучения при использовании электронного учебника- трасформера.

В первую очередь содержание учебника следует представить в модульной форме, опреде- лив для каждого из них собственные образовательные цели и планируемые результаты обучения.

Содержание каждого модуля нужно представить в нескольких формах, приспособленных для восприятия учебного материала по известным психотипам личности. При подобной многовариантной структурной композиции содержания появляется уникальная возможность каждому ученику выбрать удобный и предпочтительный для него формат представления информации. Можно в начальной стадии обучения определить психотип пользователя с помощью специальной анкеты, а затем предложить ему подходящий для его типа восприятия учебный контент. В принципе можно предоставить самому ученику выбрать любой из существующих в учебнике вариант обучения. В разработке модели учебника – трансформера упор акцентировался на психофизические особенности пользователя и представлении учебного материала в разных видах, с учётом типа восприятия (Аудиал, Визуал, Дигитал, Кинестет) [2; 3].

В связи с поставленными задачами и особенностями каждого типа восприятия были разра-ботаны различные объяснения материала.

Визуалы изучают через зрение и различные цвета. Схемы, цвета и формы являлись основ-ным акцентом для привлечения внимания на важных составляющих материала.

Аудиалы воспринимают мир через звук. Для них были разработаны специальный видеоряд, где лектор голосом сопровождает текстовый материал.

Кинестеты понимают при помощи примеров и практики. Был отснят подробный видеоурок, где на примерах, которые каждый желающий может повторить, можно усвоить все на практике.

Дигиталы анализируют текст путем построения логических цепочек. После обработки ма- териала был выстроен ряд понятий, определений и примеров, которые наиболее эффективно по- может усвоить материал данному типу восприятия.

По представленной модели учебника-конструктора был разработан сайт по одному из разделов математики «Дроби» [4; 5], имеющий следующую структуру:

1. Определение психотипа по восприятию информации;

2. Предъявление учебного материала по заданному психотипу;

3. Контроль обучения;

4. Анкетный опрос.

Сайт создан помощью технологий веб-программирования [6; 7]. Для исследования эффективности предложенной модели бы разработана анкета. Результаты анкетного опроса среди пока небольшого количества респондентов показали возможности повышения эффективности обучения учащихся с помощью электронного учебника-трансформера по теме «Дроби».

Таким образом, основные результаты и выводы работы заключаются в следующем:

1. Была предложена модель электронного учебника-трансформера, реализующая адаптивное обучение по заданному психотипу обучаемого;

2. В качестве примера было разработано содержание по теме «Дроби» с учётом особенностей каждого типа восприятия информации (видео-урок, аудио-урок, образный урок, когнитивный урок), и создан сайт с использованием языка программирования HTML.

3. Проведенный анкетный анализ впечатлений пользователей по работе с предложенным программным продуктом показал высокий дидактический потенциал электронных учебников-трансформеров и перспективность подобных разработок.

Библиографические ссылки

1. Титова Е. И., Чапрасова А. В. О создании электронного учебника [Электронный ресурс]

// Молодой ученый. 2015. No 3. С. 855–856. URL: https://moluch.ru/archive/83/15335/ (дата обраще- ния: 19.02.2018).

2. Маланов С. В. Психологические механизмы мышления человека ; Моск. психол.-соц. ин-т. М., 2003. 3. Маклаков А. Г. Общая психология. М. : Питер, 2006. 4. Виленкин Н. Я., Чесноков А. С., Шварцвурд И. Математика : учеб. для 5 класса ср. шк. 3 изд. М. : Просвещение, 1988; 5. Черкасов Р. С., Столяр А. А. Методика преподавания математики в средней школе. 1985. 6. Ганчаров А. Самоучитель HTML. М. : Питер, 2000. 7. Хоумер А. Dynamic HTML : справ. М. : Питер, 1999.

Категория: Математика
29.05.2023 07:09


Рекомендуем курсы ПК и ПП