Эссе «Мои размышления о дошкольном образовании».
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». Э.Хаббард.
ФГОС… уже без удивления слышим мы эту аббревиатуру. Наши молодые педагоги учатся, опытные перестраиваются, и я надеюсь, все получится и у тех и у других. Цитата Хаббарда не случайно выбрано мной. Она как никакая больше подходит к нашей сегодняшней жизни. Жизни педагогов – дошкольников. Но обо всем по порядку.
В жизни каждого человека наступает время принятия решений, которые определят его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, является таковым. И в свое время я не ошиблась, решив пойти учиться на воспитателя. Это направление я выбрала неслучайно. Мои родители тоже работали в свое время в сфере образования. Мама уже давно не работает по специальности, но мои братья невестки продолжили династию учителей. Ну а я выбрала профессию воспитателя ведь это тоже учитель, но « учитель» для маленьких детей. Так что можно смело утверждать, что у нас семья потомственных учителей. Именно поэтому для меня так важно с огромной ответственностью подходить к своему делу.
К работе воспитателя я приступила в 1995 году. Работаю в дошкольном образовании 13 лет. И год за годом приходит понимание того каким следует быть педагогом. Сейчас современного педагога характеризуют такие качества, как мобильность и готовность к переменам, ведь образовательные стандарты с каждым годом меняются и усложняются все больше. Ни дня без творчества новых идей и задумок – таким должен звучать педагогический девиз педагога. Ежедневно педагог должен увлекать, быть другом, организовывать, координировать, заинтересовывать, развивать, быть примером для воспитанников и в чем- то для их родителей.
Трудности в работе конечно есть. Но их можно преодолеть путем самообразования и учебы.
Очень радует то что в настоящее время дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Главная цель которого – формирование успешной личности.
Ребенок – выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Т.е главной целью дошкольного образования является не подготовка к школе.
А тогда к каким результатам – спросите вы – должен стремиться воспитатель детского сада? Могут ли все дети быть одаренными во всех образовательных областях? Такого конечно не бывает. Не каждый может в одночасье стать знаменитым музыкантом, великолепным актером или талантливым писателем. Ведь для того чтобы увидеть в каждом ребенке его собственное «Я», думаю и направлены стандарты дошкольного образования.
Наиболее значимым я считаю такие изменения как индивидуальный подход к ребенку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника, а ведущим видом деятельности является - игра.
Ведь игра - одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.
Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выгодского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. М.И.Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Это дает современному педагогу свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не его сумма знаний, умений и навыков. Не спорю это сложно. Педагогу необходимо повышать уровень профессионального мастерства, улучшать результаты своего труда, осваивать инновационные технологии.
Также одним из важных условий реализации образовательной программы в ДОУ в соответствии с ФГОС является сотрудничество с семьей. Дети, педагоги, родители – главные участники педагогического процесса. Цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало бы, как его ребенок будет общаться с взрослыми и сверстниками, будет ли для него все увлекательным и полезным. Только от совместных усилий педагога и родителя будет, зависеть раскроются и проявятся ли способности у ребенка, почувствует ли он себя самостоятельной и успешной личностью.
Можно размышлять бесконечно. Но что же все- таки главное? А самое главное – это любовь к детям. И именно это следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога. Без этого невозможна вся педагогическая деятельность. И как сказал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский : «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдавать им свое сердце…».
Мне говорят.
Мне говорят, что слишком много
Любви я детям отдаю,
Что материнская тревога.
До срока старит жизнь мою.
Ну что могу я им ответить,
Сердцам,
Бесстрастным как броня?
Любовь, мной отданная детям,
Сильнее делает меня.
В ней всё —
И радость,
И терпенье,
И те, шальные, соловьи…
За это чистое горенье
Спасибо вам,
Сыны мои!
(Л. Татьяничева)