СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Функциональная грамотность сегодня - это важная и даже необходимая способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Биологические знания - часть общечеловеческой культуры, необходимый компонент для формирования научной картины мира. Поэтому школьникам важно показать значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой. Такие знания помогут выпускнику активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую и осознанную жизненную позицию. На профильном уровне обучения углубление знаний и развитие умений, полученных в основной школе, влияют на раскрытие их личности, познавательных и созидательных способностей. Важно ориентирование старшеклассников на умение направлять свою поисково-исследовательскую деятельность на изучение реальных связей в и зависимостей, определение характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценку и классификацию, участие в проектной деятельности. Формирование читательской грамотности в процессе поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
Ситуационные задачи очень удобный инструмент, позволяющий формировать функциональную грамотность как в рамках каждого урока, на любом его этапе, так и во внеурочной деятельности. Решение ситуационных задач позволяет интегрировать знания по разным предметам. носит практико-ориентированный характер, способствует выявлению и осознанию способа деятельности. Учитель становится консультантом, проводником ученика.
Методика составления ситуационных задач включает в себя следующие подходы:
Ситуационная задача включает в себя:
Почему использую этот метод? Во-первых, в задаче необходимо: уметь сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; необходимо четкое знание терминов, их смысла; правильное решение задачи – это нужный результат. Что для ученика позволяет формировать ситуацию успеха. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. Использование своих знаний в новой ситуации позволяет задействовать неопаллиум мозга в более активном режиме, что позволяет более эффективно развивать школьника. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а работа с личной заинтересованностью. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает. Приведу примеры построения задач, используя вопросы учебника. Так при изучении темы «Половое размножение покрытосеменных растений» ситуационной задачей может стать вопрос к параграфу – «Объясните, почему деревья, опыляемые ветром, цветут ранней весной до появления листьев», по теме «Бактерии» - Что могло бы произойти на планете, если бы на ней исчезли бактерии?
Примеры использования проблемных задач на различных этапах урока. Создание ситуационной задачи с целью возбуждения интереса к теме урока.
В начале урока «Биосинтез белка» ставлю перед учащимися вопрос: «Почему молекула ДНК не транспортируется из ядра в цитоплазму к месту синтеза белка, ведь в этом случае была бы не нужна молекула- посредник – информационная РНК?» Познавательная деятельность сочетает поиск ответа на вопрос на основе знаний о функциях ДНК. Ответ на этот вопрос носит гипотетический характер и может иметь неоднозначную трактовку со стороны специалистов. При изучении тем «Происхождение жизни» всегда активное обсуждение вызывает проблема возникновения озонового слоя на планете. Здесь можно сформулировать целый ряд ситуационных задач. Почему жизнь зародилась в воде, несмотря на то, что на Земле уже были участки суши? Какие условия долгое время препятствовали выходу растений на сушу? Какой способ питания появился первым – автотрофный или гетеротрофный? Почему вы так решили? Данные задачи требуют от учащихся сопоставить, проанализировать то, что им известно об энергетическом обмене, фотосинтезе и хемосинтезе. А также изучить геохронологическую таблицу, что позволяет развивать навыки осознанной работы с информацией. Тема «Млекопитающие», итуационная задача может быть сформулирована следующим образом. В чем состоит сходство и отличие млекопитающих от пресмыкающихся? Кто из них является более эволюционно продвинутой группой? Сравните время появления млекопитающих и время расцвета пресмыкающихся. Объясните, почему несмотря на свои преимущества млекопитающие долгое время не могли вытеснить пресмыкающихся?
Тема урока: Дыхание растений.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: продолжить формирование знаний об обмене веществ в живых организмах на примере дыхания.
Задачи урока: сформировать представление об особенностях дыхания растений, сравнить воздушное питание(фотосинтез) дыхание,
продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, использовать для получения знаний различные источники информации.
Этап урока |
Используемые ситуационные задачи |
Актуализация опорных знаний |
«Я дышу, следовательно, живу» Почему так говорят? Для чего человеку нужен кислород, потребляемый им в процессе дыхания? Почему в спальне не стоит выращивать комнатные растения? |
Тема урока: Биологическое значение размножения. Особенности размножения растений.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока; изучить особенности размножения растений.
Задачи урока: познакомить учащихся с видами размножения, многообразием способов размножения и особенностями бесполого размножения, раскрыть особенности вегетативного
размножения цветковых растений.
Этап урока |
Используемые ситуационные задачи |
Изучение нового материала
|
1 Ирисы – многолетнее корневищное растение, а подснежник имеет небольшую луковицу. Для какого из растений более опасен весенний сбор цветов? 2. Возьмите стеблевые корешки комнатных растений. Например, традесканции, пеларгонии, сансевьеры. Поставьте из в банки с водой и пронаблюдайте за образованием у них корней. Выскажите гипотезу о том, у каких растений корни появятся раньше. Почему? 3. Предложите гипотезы, зачем при укоренении черенков в торфе или песке рекомендуется при каждом поливе подкармливать их жидкими удобрениями с небольшой концентрацией. 4. Как вы думаете, почему, как правило, цветковые растения размножаются как семенами, так и вегетативно. Дайте обоснованный ответ. Вам понадобилось производить съедобную водоросль. Спланируйте работу, укажите, какая дополнительная информация вам необходима для этого. Какие сосуды для выращивания водорослей вы можете предложить? Определите, с какими проблемами вы можете встретиться и как их можно решить.
|
Если сравнить биологическое содержание традиционных и ситуационных задач, то оно одинаково. Например, при изучении темы «Нервная система» можно задать вопрос о строении и особенностях нервной ткани, а можно спросить - почему яды блокируют проведение нервных импульсов. При изучении темы «Лишайники» можно обсудить проблему симбиоза, а можно сначала рассказать о том, что внесение цианобактерий на поля, позволяет повысить урожайность на 15%. При изучении темы «Генетика» традиционной задачей является анализ родословных учебника и задачников, а составление родословной своей семьи станет уже ситуационной задачей, которая позволить соприкоснуться с историей своей семьи, проанализировать наследование признаков. И это будет не что-то далекое о незнакомых людях, а то что близко и важно именно данному человеку. Мой опыт показывает, что подобная работа требует больших затрат времени, но все компенсируется результатом и научно- практическим и теми эмоциями, которые получает ребёнок во время своей работы.
В 2022 учебном году единый государственный экзамен по биологии предполагает включение ситуационных задач в КИМы. Так 22 задание предполагает планирование и анализ эксперимента. Например, такие:
Включение подобных заданий в КИМы требуют активной проработки во время уроков и при подготовке к ЕГЭ.
Для обучающихся стоит порекомендовать следующий порядок действий в работе над задачей:
поиск и сбор информации о веществах и процессах, о которых говорится в задаче, используя различные источники информации, включая Интернет-ресурс. На данном этапе учащиеся учатся работать с информацией (формируется информационная компетенция); установление связей между найденной информацией и знаниями, полученными в процессе обучения по различным предметам (межпредметные связи, умение применять знания в нестандартной ситуации);
сопоставление различных точек зрения. (развитие критического мышления); коллективное обсуждение (в микрогруппе или всем классом); формирование обоснованных выводов, аргументированного ответа на вопрос задачи.
Второе необходимое условие – составление учащимися ситуационных задач, в том числе как вариант домашнего задания. Составление учащимся ситуационной задачи можно представить в виде процесса получения, анализа, переработки информации и представления результатов этой деятельности в виде информационного продукта. Поэтому необходимо учесть особенности организации самостоятельной работы и составленную учащимся ситуационную задачу можно считать минипроектом, так как при работе по ее составлению ученик проходит все этапы проектной деятельности. Таким образом, применение ситуационных задач в процессе обучения биологии способствует школьнику осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, уметь применять полученные знания на практике.
[Электронный ресурс]
© 2023, Кострикина Оксана Ивановна 455