СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Куритибу называют «зеленой столицей» Бразилии и «самым зеленым» городом мира, где нет пробок, мусора и бедности.
Но так было не всегда: в начале ХХ века она считалась бедным населенным пунктом, куда приходили на зимовку пастухи с окрестных пастбищ. Из-за индустриализации многим из них стало нечего делать в поле, и с 1940 по 1960-е годы население увеличилось более чем в 2,5 раза — со 140 до 320 тысяч человек. К 70-му году это был перенаселенный город с множеством проблем: пробками, бедностью и узкими грязными улицами-трущобами.
Именно в этот момент в истории города возник Жайме Лернер - архитектор - урбанист. В 1972 году он занял кресло мэра - и начались преобразования города.
1. Пешеходная улица за три дня
Лернер решил сделать центральную улицу Куритибы Rua Quinze de Novembro (улица Пятнадцатого ноября — порт.) пешеходной — до того она представляла собой оживленную магистраль. Это очень не понравилось владельцам окрестных магазинов: их испугало, что потенциальные покупатели не смогут подъезжать к ним на машинах, и это скажется на выручке. Они подняли восстание против Лернера и собирались обратиться в суд с коллективным иском против него.
Однако не только предприниматели, но и коллеги Лернера были не в восторге от его идеи: по их оценкам, на осуществление проекта ушло бы примерно 4 месяца. Но Лернер не мог ждать: он понимал, что действовать нужно быстро, пока в суде не успели рассмотреть дело — в противном случае кто-нибудь точно сумеет остановить проект.
Лернер поставил жесткое условие: улица превратится в пешеходную за 2 дня. Его назвали сумасшедшим, на что он ответил: «Да, я спятил. Но другого шанса у меня не будет». В итоге команда справилась, правда на это ушло чуть больше времени — 72 часа вместо 48: «Мы начали в пятницу ночью, и в ночь на вторник все было готово», — рассказывал Лернер впоследствии. За 72 часа с улицы исчезли светофоры, появились пандусы, другое дорожное покрытие, заезды для автомобилей и освещение.
Возмущение не утихло даже после того, как улицу сделали пешеходной — многие владельцы офисов и магазинов продолжали заезжать туда на авто. И здесь Лернер вновь проявил себя как грамотный и изобретательный политик: он не стал вызывать полицию или эвакуаторы, а вместо этого он обратился в учительскую ассоциацию Куритибы и предложил устроить в новой пешеходной зоне конкурс детских рисунков на асфальте. Эту идею с радостью поддержали: сотни детей вышли рисовать мелками и создали естественный барьер для машин.
После детского конкурса изменились не только привычки автомобилистов, но и настрой предпринимателей. Они поняли, что пешеходная зона гораздо выгоднее автомобильной, так как дети привели за собой толпу потенциальных покупателей — своих родителей.
2. Борьба с мусором
В Куритибе была еще одна глобальная проблема, которую Лернеру удалось решить отчасти благодаря детям — переработка отходов. Он понимал, что взрослых сложнее заставить сортировать мусор, и обратился к школьникам, которые в принципе легче воспринимают любые изменения. Он развернул большую образовательную программу, в течение которой детям рассказывали о ресайклинге и правильной сортировке отходов. Дети, в свою очередь, научили этому родителей. Сейчас в Куритибе сортируют порядка 70% мусора — такого показателя нет ни в одном другом городе мира.
Конечно, одними стараниями детей невозможно было очистить целый город. Поэтому Лернер занялся тем, что сейчас назвали бы краудсорсингом: власти Куритибы начали скупать мусор у населения. Один полиэтиленовый пакет с отходами обменивали на товары первой необходимости или билет на общественный транспорт. Отдельную программу сделали для рыбаков: они начали получать бартер не только за улов,но и за выловленный из реки мусор.
Кампания пользовалось бешеным успехом у тех, кто жил за чертой бедности — а таких в Куритибе было довольно много. А мэрии вновь удалось решить две проблемы сразу — помочь неимущим и расчистить улицы.
3. Мэр-пастух
Лернер любит повторять, что креатив начинается, когда вы убираете один ноль из бюджета. И почти всегда добавляет: «Если вы убираете два нуля вместо одного, то получится еще лучше».
Однажды он задался целью сэкономить на уборке парков. Куритиба — очень зеленый город, где на каждого человека приходится порядка 60 м2 зелени (еще один показатель, по которому Куритиба лидирует в мире). Траву подстригают газонокосилками, которые нужно заправлять бензином. Это, в свою очередь, влечет дополнительные траты и загрязняет окружающую среду выбросами углекислого газа.
И тут Лернер подумал про овец. Их начали запускать в парки, и очень быстро убедились, что животные справляются с постригом газонов не хуже техники. В мэрии даже придумали специальное звание: «муниципальные овцы».
Кстати, парки в Куритибе — еще одно свидетельство того, что при Лернере ничего не делалось «для красоты». Они возникли на месте низин — там, где регулярно фиксировались подтопления. Растения, трава и деревья создали естественную дренажную систему. Точно так же, как в случае с овцами, природа справилась с городской проблемой не хуже дорогостоящих технологий.
4. Остановки общественного транспорта.
Три принципа Жайме Лернера
Сейчасв Куритибе живет 2 миллиона человек. Еще 1,5 миллиона входят в агломерацию. Несмотря на то, что Лернер уже 20 лет не является мэром, город продолжает процветать. Вот главные его убеждения, благодаря которым это удалось:
1. «Город — это черепаха». Это фраза, которую Жайме использовал в своей книге по урбанистике для детей. Панцирь черепахи похож на схему города. Точно так же, как и панцирь, город не может существовать в расколотом виде («Представьте, как расстроится черепаха, если расколоть ее панцирь?» — пишет Жайме в книге). Поэтому городскую среду необходимо воспринимать комплексно: как место работы, учебы, отдыха и передвижения людей одновременно. Только так городское пространство можно будет использовать максимально эффективно.
Черепаха Вита, на примере которой Жайме объясняет детям устройство города
2. «Машина — это сигарета будущего». Кампании по борьбе с курением дают свои плоды — все большее число людей отказывается от этой вредной привычки. Лернер убежден, что нечто похожее в скором времени произойдет и с автомобилями, наносящими вред атмосфере и здоровью людей. Именно они производят более 50% углекислого газа на Земле. Отказ от них станет хорошим тоном.
3. «Делайте сейчас, регулируйте потом». Жайме — сторонник быстрых решений. Жизнь города похожа на жизнь большого сложного организма, и даже самое четкое планирование не способно предугадать все его проблемы. Поэтому планирование должно идти параллельно с действиями, а не предварять их.
Вот такой он, удивительный человек, Жайме Лернер.
.
© 2020, Зыкова Елена Витальевна 509