СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Единство начальной школы и семьи в формировании положительной мотивации младших школьников
Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме [3, с.5].
Основой взаимодействия начальной школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
1. обеспечение качественного образования;
2.развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
3. формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
4. формирование потребности в здоровом образе жизни.
Для достижения указанной цели и общих задач воспитания необходимо решить комплекс частных педагогических задач.
В работе с детьми:
- воспитание уважительного, заботливого отношения к родителям;
- формирование ответственности за свои поступки перед семьей;
-воспитание чувства гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции.
В работе с родителями:
-формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
- формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
-развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми.
В работе с педагогами:
- формирование понимания значимости сотрудничества с семьей, роли педагогов в формировании гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
-формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
-освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Семья играет важную роль в формировании положительной мотивации к обучению у младших школьников. Отрицательные воздействия на ребенка со стороны семьи препятствуют процессу формирования положительной мотивации:
1. Дефицит общения родителей с детьми.
Родители чаще проявляют заботу о материальном обеспечении детей, чем духовных связях с ними. Общение подчас сводится к минимуму. Влияние на
детей со стороны родителей ослабевает.
2. Неумение организовать трудовое воспитание детей в семье. Многие родители стремятся оградить ребенка от хозяйственных дел, освобождая все время для учения и отдыха. Дети подчас не имеют абсолютно никаких поручений. В результате этой порочной практики у школьников формируются инфантильность, неподготовленность к жизни, пренебрежительное отношение к труду, иждивенчество, формируется ущербная личность.
3. Наличие отрицательных примеров из жизни родителей. Дети подражают родителям. Вот почему всегда отрицательно действуют на детей аморальное поведение родителей: грубость, алкоголизм, недоброжелательность к людям, недобросовестное отношение к своим трудовым обязанностям и другие пороки. Все это оказывает непосредственное влияние на формирование взглядов детей на жизнь, их характер, отношение к людям.
4.Бессистемность воспитательных воздействий родителей, их нескоординированность. Воспитание осуществляется от случая к случаю. Педагогические позиции родителей не всегда совпадают: мать может запрещать что-то, отец - позволять, или наоборот. Родители могут потребовать что-то от ребенка и тут же забыть об этом. Воспитание подчас осуществляется от случая к случаю. Все это дезорганизует ребенка, порождает непослушание, лишает его твердых нравственных представлений.
5. Система запретов как основа семейного воспитания. Причина - неумение родителей воспитывать на положительном примере, использовать другие меры воздействия. Они стремятся идти наиболее простым, примитивным путем. Это тормозит развитие у детей самостоятельности и инициативы, вызывает естественное сопротивление воле взрослых.
6. Снижение воспитательной активности некоторых родителей по мере взросления детей.
7. Опоздание в принятии решений. Этот недостаток проявляется в том, что родители считают, что «шалости», непослушание, грубость сами по себе исчезнут из ребенка по мере его взросления - подрастет, поумнеет, исправится. Эта позиция глубоко ошибочная.
8. Несогласованность действий со школой или разногласия с ней. Подобная ситуация возникает, как правило, тогда, когда родители, в силу каких-то причин, считают, что учителя необъективно оценивают их ребенка. Они зачастую высказывают свои недовольства в присутствии детей, нелестно высказываются в адрес школы. Последствия: у школьника укрепляется недоверие к учителю, растет неприязнь. Правильнее было бы разрешать все спорные вопросы с классным руководитель.
При работе с родителями учителя должны соблюдать правила:
1. В основе работы школы и классного руководителя с семьей и общественностью должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель — лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям.
4. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания и обучения, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности [12,с.576].
© 2015, Птиченко Марина Викторовна 409