СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация и дифференциация в обучении в рамках Закона об образовании № 273

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы выступления на педагогическом совете

  1. Дифференциация (от латинского «разница») - форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.
  2. Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Индивидуализация обучения предполагает собой дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Вывод: внутренняя дифференциация и индивидуализация по существу тождественны.

Виды дифференциации:

  1. Внешняя – предполагает создание особых типов школ и классов- ориентированные на учащихся, имеющие специальные способности- это школы-лицеи, гимназии, коррекционные школы различных типов, а также профильные классы, коррекционные классы.

Проблемный вопрос с профильными школами современная реформа решила,

с классами пока есть о чем подискутировать.

  1. Внутренняя дифференциация – работа внутри класса соответственно группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми способностями.

Деление класса на группы (из практического опыта)

Хорошая традиция у нас в школе – деление на группы в выпускных классах, позволяет осуществить качественную подготовку к государственной итоговой аттестации.

Вопрос: как делить – по алфавиту поровну или по каким-то другим критериям?

Из опыта работы – пробовала и так, и так. Вывела для себя основной критерий- может, он характерен для изучения математики – по быстроте мыслительных процессов (операций).

Хотя при делении на группы по уровню усвоения материала при изучении математики надо учитывать:

- правильность выбора учащимися действий в задачах

- сформированность вычислительных навыков

- показатели памяти

- уровень развития математической речи.

Безусловно необходим диагностический контроль за результатами на всех этапах обучения.

.

Современная проблема:

Какой подход применять к тем учащимся, у которых все вышеперечисленные показатели находятся на очень низком уровне? (чаще всего это вновь поступившие учащиеся, приезжие из ближнего зарубежья)

Рецептов нет. Вот тут творчество учителя, практически индивидуальная программа для ликвидации пробелов в изучении предмета, ведь хороший учитель всегда хороший репетитор (обратное неверно), но которая должна оплачиваться иначе, а не выполняться бесплатно. Плюс совместная работа с классным руководителем и родителями, а иногда и с психологом. Но действия должны быть согласованы, а не как лебедь, рак и щука.

Тезис про один японский иероглиф – образование (у нас обучение и воспитание)- казус перевода.

Таким образом,

Одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся.

А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.

Необходимость дифференциации воспринимается всеми учителями как неотъемлемое условие дальнейшего развития школы, но на пути реализации возникает ряд трудностей, которые мы преодолеем.

Предложение : продолжить осуществление дифференциации путем деления на группы в выпускных классах и в классах с большим количеством учащихся, а также дифференцировать содержание учебных заданий по уровням творчества, трудности, по объему, по характеру учебных действий, по степени самостоятельности учащихся, своевременно проводя диагностику результатов обучения.

Категория: Всем учителям
14.06.2015 19:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП