СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Интересные факты    фильма "Место встречи изменить нельзя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересные факты фильма "Место встречи изменить нельзя"

В фильме использованы материалы подлинных уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве – дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели опровергнуть его виновность).

Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа "Банда Ивана Митина"), ставшей прототипом банды "Чёрная кошка", жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова – главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: "По данным уголовного розыска…" и "Приступить к ликвидации".

Прототипом Шарапова послужил Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа.

Прототип Шарапова В. Арапов

На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу скромного тихони Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров.

Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка. Героический пролог в картину так и не вошел.

Режиссер понял, что если в начале фильма показать Левченко вместе с Шараповым, исчезнет детективная интрига 5-й серии, когда милиционер-оперативник проникает в банду.

Снимали эпизод в биллиардной. Но как оказалось ни Высоцкий, ни Куравлев, вообще не умели "катать шары".

В итоге за них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык - шары вгонял в лузу мастер.

Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза "Облигация или Аблигация?" вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова.

Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой (первое появление на экране), а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев.

Он же играет в составе оркестра в 4-й серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня "Неудачное свидание").

Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в "Волге" с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку.

Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же иногда поклонницы прорывали ограждение. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.

Одежду для своего героя выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии сам Высоцкий вместе с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и очень тщательно. Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги. А еще – пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску.

Во время съёмок погони за Фоксом, чуть не погибли каскодёры. Помните момент, когда грузовик падает в реку? Так вот, машина неожиданно перевернулась вверх колёсами и ушла не только под воду, а погрузилась в метровый ил Яузы. Каскадёры остались живы только чудом.

В эпизоде, когда во время взятия "Черной кошки" Промокашку выводят из подвала, Бортник, импровизируя, плюнул Жеглову в лицо.

Начиная со 2-й серии, в самом начале показываются короткие сюжеты из предыдущих серий, которые на самом деле являются не вошедшими дублями.

В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, – ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке.

У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа – для новой роли она отрезала челку

Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. А на следующее утро после окончания съемок "Места встречи" в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий: — Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова. — А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать? — Не мог. Надо спешить. Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма "Место встречи". Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось – "Эра милосердия. Продолжение". Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы, когда уже была написана где-то половина сценария, пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась.

09.05.2025 17:18


Рекомендуем курсы ПК и ПП