СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Использование системы блоков и схем
на уроках русского языка и литературы.
1. Теоретические основы опыта
Сущность.
Использование системы блоков и схем при изучении нового, а также систематизации и обобщении изученного материала как средство активизации учебной деятельности.
В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе.
Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка и литературы наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются опорные схемы, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При систематическом, грамотном применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой схемы-опоры, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить в виде схемы, алгоритма или прочесть незнакомую запись, расшифровать ее. Такая работа должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.
Например, приступая в 9 классе к изучению темы « Сложное предложение», через анализ предложенного текста, в котором устанавливаются границы предложений, способы связи слов в предложении, в справочниках учащихся появляется такая запись.
Пунктуация в сложном предложении.
Постановка знаков препинания в сложном предложении зависит от структуры предложения, поэтому вначале установите;
1) вид предложения ( найди и подчеркни грамматическую основу)
2)границы частей
3)способы связи
4) взаимоотношения между частями.
Только после этого ставь знак препинания.
Составив схему – опору, учащиеся сверяют её с правилом в учебнике и делают вывод, что сложное предложение состоит из нескольких частей, связанных по способу подчинения или сочинения союзной связью.
Далее нужно выполнить ряд разнообразных упражнений, чтобы закрепить умение правильно рассуждать при выборе знака препинания в сложном предложении.
При изучении темы « Сложное бессоюзное предложение» используем составленную ранее схему ( см. выше) и составляем схему – опору, которой будем пользоваться следующие уроки.
Бессоюзные сложные предложения.
Определение Связь Смысловые отношения между частями Пунктуация
состоит из интонация 1) перечисление фактов запятая
нескольких частей 2)пояснение, дополнение, причина двоеточие
3) противопоставление, время, условие,
следствие, быстрая смена событий
сравнение тире
4) распространенность и наличие знаков
препинания внутри частей предложения точка с запятой
Использование схем – опор помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что и способствует выработке грамотного письма. Хочется отметить, что использование схем не исключает использование теоретического материала учебника, они только помогают сжать его до предела.
В схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.
При составлении схемы – опоры следует придерживаться определенных требований:
1) графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений.
2) употребление минимального количества слов, примеров.
3) использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов.
4) применение принципа противопоставления языковых фактов.
5) кодированность информации.
Учащиеся не получают алгоритм в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.
После составления схемы,алгоритма для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца выполняются упражнения с использованием данной схемы алгоритма. На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его схеме. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, "полетное" повторение.
Работа по опорным схемам, составлению алгоритмов включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Динамика работы по опорным схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных схем в последнее время называют "комфортной».
Применяя данную технологию, следует помнить, что она не исключает применение других форм и методов работы.
Применение опорных схем по литературе в значительной мере отличается от схем по русскому языку по своим целям, содержанию, оформлению. Опорные схемы могут иметь фрагментарный, эпизодический характер, охватывать отдельные проблемы, события произведения. Но чаще всего их построение связано с авторским замыслом и построением композиции, психологией раскрытия характера героя, мотивов его поведения. Например, два круга испытаний Евгения Базарова в романе "Отцы и дети", через которые можно раскрыть особенности характера, мировоззрения героя и отношения к нему автора, а следовательно, понять не только композицию, но и идею романа И.С. Тургенева.
Привожу в качестве примера использование схемы при изучении творчества А. П. Чехова.
А.П. Чехов. Рассказы.
Р ___________ « Его врагом была пошлость…»
а _________« Учил чутко и великодушно относится к людям»
с ____________« …Всё должно быть как в жизни»
с _______________» В человеке должно быть всё прекрасно»
к _______________ « Как освободиться от этих невыносимых пут? «
а________________ « Нота бодрости и любви к жизни»
з________________ « Ощущение неотразимой правды»
ы ________________ « Несравненный художник, который был искренним»
Человек в футляре
( Почему « маленькая трилогия»? )
« Человек в футляре» |
« Крыжовник» |
« О любви» |
Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности. |
Футляр – усадьба – идеал покоя, бездумного существования; крыжовник_ символ плотского физического счастья. |
Футляр для чувства для любви, этот футляр до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности. |
Нет, больше так жить нельзя |
Должна быть широкая, |
свободная, отвечающая назначению человека жизнь. |
« Ионыч» - частный случай проблемы деградации личности, гибели души в человеке.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Продуктивность
Трудоемкость
Трудность составляет планирование материала блоками, разработка и выполнение опорных конспектов.
Доступность
Освоение опыта доступно любому учителю.
2. Система обучения литературе на основе использования опорных конспектов.
В работе с использованием опорных конспектов на уроках литературы важно отметить систематичность этой работы и преемственность при работе с учениками 5-9 классов. Но надо отметить, что далеко не каждая тема и произведение по литературе, которое мы изучаем, требует необходимости работы по нему с опорным конспектом.
© 2020, Федорова Юлия Нуруллаевна 436