СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательское задание. Это интересно!

Нажмите, чтобы узнать подробности

М.В. Кларин в своей книге «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии» приводит сопоставление между лабораторными работами, выстроенными в логике традиционного и исследовательского обучения.

Выглядит это следующим образом.

Традиционное обучение:

1. Основная цель лабораторных работ — формирование практи­ческих манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных резуль­татов.

2. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.

3. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабора­торной работе.

4. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.

Исследовательское обучение:

1. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдви­гать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.

2. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представ­лениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.

3. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возмож­ность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.

4. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

Очевидно, что разница между двумя этими типами лабораторных работ велика.

Очевидно, что если неподготовленным к самостоятельной работе школьникам предложить выполнить лабораторную работу в логике исследовательского обучения, то работа не будет выполнена.

На мой взгляд, существуют и переходные формы, которые могли бы подготовить учащихся к большей самостоятельности в ходе своего обучения. Эти переходные формы имеет смысл называть исследовательскими заданиями.

Лабораторные работы, в таком случае, могут быть выстроены в логике исследовательских заданий.

Возможен и другой вариант – знакомство с новым материалом может быть выстроено как лабораторная работа, состоящая из исследовательских заданий.

Смысл исследовательского задания заключается в следующем. Педагог предлагает учащимся ситуации, полностью сконструированные как демонстрационный опыт (эксперимент).

Но в чем особенность?

В отличие от демонстрационного эксперимента, направленного на визуальное подтверждение представленных теоретических положений, исследовательское задание предлагается до объяснения теоретического материала. И в исследовательском задании отсутствует наблюдаемый эффект. Точнее, этот эффект учащиеся и должны самостоятельно обнаружить, самостоятельно выполняя необходимые (и внешне заданные) манипуляции с изучаемым объектом.

В качестве иллюстрации организации работы в логике исследовательского заданий предлагаю материал «Изучение биологического явления» (материал взят из открытых источников Интернета)

Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуйки лука.

Оборудование: чешуйка лука, раствор поваренной соли, микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага.

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука. Внимательно рассмотрите клетки. Как располагается цитоплазма относительно клеточной оболочки? Зарисуйте 2-3 клетки.

2. Фильтровальной бумагой оттяните воду и капните на предметное стекло 2-3 капли раствора поваренной соли. Как изменилось положение цитоплазмы? Куда двигалась вода: в клетки или из них? Найдите в литературе название этого явления.

3. Удалите излишки раствора соли и капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Куда двигалась вода в данном опыте и почему? Как называется это явление?

Вопросы для обсуждения.

1.Что могло бы произойти с клетками, если бы их оставили надолго в растворе соли?

2. Подумайте, какое практическое значение может иметь явление плазмолиза?

3. О чем свидетельствуют явления плазмолиза и деплазмолиза?

В чем еще особенность исследовательского задания?

В исследовательском задании нет проблемы, которую решают учащиеся. И этим оно отличается от проблемной задачи и исследовательской задачи. Вместо решения проблемной ситуации, школьникам нужно «лишь» зафиксировать (но самостоятельно) изучаемое явление и найти его название и объяснения в литературе.

Не очень сложно, согласитесь.

Но в отличие от прямого изложения на уроке учителем явления плазмолиза, здесь работа организована все же иначе. И степень самостоятельной работы школьников значительно выше.

Представляется, что использование на уроках исследовательских заданий, как инструмента подготовки школьников к более сложным формам интеллектуальной деятельности, весьма целесообразно.

М.В. Кларин в своей книге «Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии» приводит сопоставление между лабораторными работами, выстроенными в логике традиционного и исследовательского обучения.

Выглядит это следующим образом.

Традиционное обучение:

1. Основная цель лабораторных работ — формирование практи­ческих манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных резуль­татов.

2. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует точно установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений.

3. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабора­торной работе.

4. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат.

Исследовательское обучение:

1. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдви­гать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе.

2. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представ­лениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке.

3. В лабораторных опытах учащимся предоставляется возмож­ность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты.

4. Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования.

Очевидно, что разница между двумя этими типами лабораторных работ велика.

Очевидно, что если неподготовленным к самостоятельной работе школьникам предложить выполнить лабораторную работу в логике исследовательского обучения, то работа не будет выполнена.

На мой взгляд, существуют и переходные формы, которые могли бы подготовить учащихся к большей самостоятельности в ходе своего обучения. Эти переходные формы имеет смысл называть исследовательскими заданиями.

Лабораторные работы, в таком случае, могут быть выстроены в логике исследовательских заданий.

Возможен и другой вариант – знакомство с новым материалом может быть выстроено как лабораторная работа, состоящая из исследовательских заданий.

Смысл исследовательского задания заключается в следующем. Педагог предлагает учащимся ситуации, полностью сконструированные как демонстрационный опыт (эксперимент).

Но в чем особенность?

В отличие от демонстрационного эксперимента, направленного на визуальное подтверждение представленных теоретических положений, исследовательское задание предлагается до объяснения теоретического материала. И в исследовательском задании отсутствует наблюдаемый эффект. Точнее, этот эффект учащиеся и должны самостоятельно обнаружить, самостоятельно выполняя необходимые (и внешне заданные) манипуляции с изучаемым объектом.

В качестве иллюстрации организации работы в логике исследовательского заданий предлагаю материал «Изучение биологического явления» (материал взят из открытых источников Интернета)

Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуйки лука.

Оборудование: чешуйка лука, раствор поваренной соли, микроскоп, предметное и покровное стекла, фильтровальная бумага.

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуйки лука. Внимательно рассмотрите клетки. Как располагается цитоплазма относительно клеточной оболочки? Зарисуйте 2-3 клетки.

2. Фильтровальной бумагой оттяните воду и капните на предметное стекло 2-3 капли раствора поваренной соли. Как изменилось положение цитоплазмы? Куда двигалась вода: в клетки или из них? Найдите в литературе название этого явления.

3. Удалите излишки раствора соли и капните 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы. Куда двигалась вода в данном опыте и почему? Как называется это явление?

Вопросы для обсуждения.

1.Что могло бы произойти с клетками, если бы их оставили надолго в растворе соли?

2. Подумайте, какое практическое значение может иметь явление плазмолиза?

3. О чем свидетельствуют явления плазмолиза и деплазмолиза?

В чем еще особенность исследовательского задания?

В исследовательском задании нет проблемы, которую решают учащиеся. И этим оно отличается от проблемной задачи и исследовательской задачи. Вместо решения проблемной ситуации, школьникам нужно «лишь» зафиксировать (но самостоятельно) изучаемое явление и найти его название и объяснения в литературе.

Не очень сложно, согласитесь.

Но в отличие от прямого изложения на уроке учителем явления плазмолиза, здесь работа организована все же иначе. И степень самостоятельной работы школьников значительно выше.

Представляется, что использование на уроках исследовательских заданий, как инструмента подготовки школьников к более сложным формам интеллектуальной деятельности, весьма целесообразно.

18.07.2017 15:34


Рекомендуем курсы ПК и ПП