СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Изменение глаголов по числам.
Цель:
Научить распознавать глаголы в ед. и мн. числе и изменять их.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
-воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык,
-развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
-умение работать с информацией,
-умение добывать информацию,
-формирование умения грамотно строить речевые высказывания.
Задачи, направленные на достижения предметных результатов:
-развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка,
-освоение первоначальных знаний о грамматике,
-умение грамотно писать, участвовать в диалоге.
Планируемый результат:
-умение определять число глагола,
-умение изменять глаголы по числам.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилами.
Коммуникативные умения формулировать понятия, используя термины.
Межпредметные связи: русский язык,чтение, окружающий мир.
Ресурсы: листы для работы, раздаточный материал, карточки.
1.Повторение изученного.
Прочитайте: космос, космонавт, корабль, скафандр, ракета, орбита, спутник, иллюминатор, герой, рисовать, стыковка, планета.
- Какой одной общей темой можно объединить все эти слова?
-На какие группы можно распределить эти слова? По какому признаку? 1. по частям речи
А) Что такое имя сущ.?
Б) Что такое глагол?
2. по количеству слогов: 2-3 слога в словах
3. по орфограммам: безударные гласные, непроверяемые ударением, согласные
2. Минутка чистописания.
- Определите букву, которую будем сегодня писать на минутке чистописания. Она находится в слове, которое является лишним по принципу деления на части речи и обозначает глухой парный и мягкий парный согласный звук. Какая это буква?
Д: Сегодня мы будем писать букву т, она находится в слове рисовать. Это слово лишнее – глагол, все остальные – имена сущ. Буква т обозначает глухой парный, мягкий парный согласный звук.
- Определите порядок букв в этом ряду. Какое сочетание букв должно быть следующим?
(Тте Тте Ттю Тт…) Почему?
Д: Заглавная буква Т, строчная буква т чередуются с гласными, обозначающими как два звука, так и один звук, поэтому далее будем писать букву я.
-Вспомните, в каких случаях гласные е, е, ю, я обозначают один звук, а когда два звука?
- Напишите этот ряд букв в указанной последовательности один раз.
Следите за осанкой, положите лист с нужным наклоном, правильно держите ручку, не допускайте ошибок. Следите за соединением букв.
Самопроверка.
-Оцените свою каллиграфию. Подчеркните тот ряд букв, который получился наиболее удачным с вашей точки зрения.
3.Словарно-орфографическая работа.
-Зачеркните в этой фигуре буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки и мы узнаем слово, с правописанием которого познакомимся на уроке.
Б М В Е
Г Д Ч А
Т Ж Т Ь З
- Какое слово составили? Что оно обозначает? Дайте толкование этому слову? (из словаря: нечто, созданное воображением, мысленно представяемое)
- Запишите это слово на следующей строке. Поставьте ударение. Какая орфограмма в слове мечтать? (непроверяемая безуд. гласная)
- Сколько букв, звуков в слове? Почему?
- Какова роль мягкого знака в слове?
- Составьте родственные слова (мечта, мечтатель, помечтать, замечтаться)
- У каждого человека есть своя мечта. Так устроен человек. Как писал в предисловии к книге Юрия Гагарина «Вижу Землю» Герой Советского Союза, летчик-космонавт Герман Титов «…человек не может остановиться на достигнутом. Он никогда не успокоится на своем желании познать весь окружающий мир, всю Вселенную.
Во имя этой мечты Юрий Гагарин жил, во имя этой мечты первый гражданин Вселенной совершил подвиг».
- Какой подвиг он совершил?
4.Изучение нового материала.
На доске:
Ракета летит.
Космонавт управляет.
Герой прославляет.
- Что напечатано на ваших листках, и вы видите на доске?
(предложения)
- Почему так считаете?
(предложения выражают законченную мысль)
- Какой частью речи являются слова в предложении?
- Назовите сущ. И скажите, в каком числе они употреблены?
- Почему? Докажите.
(эти сущ. Обозначают 1 предмет)
- Найдите глагол и скажите, в каком числе они употреблены?
(глаголы в ед. числе)
- Докажите.
(Эти глаголы обозначают действие одного предмета)
- На какой вопрос отвечают глаголы в ед. числе?
(….что делает?)
Дополняю запись сверху над предложениями-ед. число.
- Измените предложения так, чтобы в них действовали несколько предметов. Запишите получившиеся предложения.
(запись предложений)
- В каком числе употреблены сущ. и глаголы в предложениях правого столбика? (во мн.ч.)
-Почему? (сущ. обозначают несколько предметов, а каждый глагол обозначает действие нескольких предметов)
-На какой вопрос отвечают глаголы во мн. ч.? (что делают?)
дополняю запись-мн. ч.
- Теперь посмотрите на глаголы в левом и правом столбиках. Сравните их. Изменились глаголы правого столбика?
- Как изменились? (по числам)
- Сделайте вывод.
- В каком числе употребляются? ( Изм-ся по числам. Они уп-ся в ед. ч., во мн. ч. глаголы ед.ч.обозначают д-е 1 предмета, глаголы мн. ч. Обозначают д-я нескольких предметов)
- Глаголы отвечают и на другие вопросы.
5. Физкультминутка. Будем космонавтами.
6.Закрепление.
А.(Устно) А какие глаголы вы вспомните из «Веселой зарядки», назовите их и определите число глаголов. Поставьте в другое число.
Б.Подберите антонимы к словам: стоит-, белеет-, приближает-, прибавить-, забывает-)
-Подберите синонимы: фантазируем…(воображаем, грезим, мечтаем, строим воздушные замки) - определяем число глаголов.
В.Прочитайте. Из слов каждой строчки исключите лишнее слово. Докажите.
- Весельчак, веселье, веселит, веселость.
- Молчат, мчатся, навещают, лечу.
- Съела, подъезжает, объясняют, светит.
- Облетел, прилетел,вылетел, лечу.
- Мечтаю, мечтаешь, мечтает, мечтаем.
Г. Составьте предложения из слов. Если нужно, измени форму слов. Запиши предложение, разбери по членам предложений.
О. Небо. Мальчишки. Мечтать.
Герои. Родина. Прославляют. Новые.
7.Подведение итогов.
-Делаем вывод. Подвиг, совершенный Ю. Гагариным 55 лет назад, остался в наших сердцах. Вершатся новые подвиги- выход человека в открытый космос А. Леонова. Уже международные экипажи бороздят просторы Вселенной.
Кто знает, может быть и вы, сегодняшние мальчишки и девчонки, тоже понесетесь к просторам Вселенной, потому что своей работой показали, что вы можете трудиться. Для этого нужно, конечно и мечтать о небе.
Мне очень понравилось сегодня с вами общаться. Вы были большими молодцами. Оценки за урок поставлю после проверки ваших работ. Надеюсь, они будут положительными. Благодарю за урок всех.
© 2017, Кошелева Нина Борисовна 675