СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Как диалогическое обучение способствует формированию навыков саморегуляции на уроках познания мира во 2-м классе»
Работая учителем начальных классов в общеобразовательной школе и познакомившись на курсах с содержанием программы Второго уровня, я поняла, что большинство идей возможно реализовать в своей повседневной педагогической практике, посредством семи модулей. Это смогло бы помочь мне качественно изменить себя, свои подходы в преподавании и обучении своих учеников.
Мне импонирует то, что на данный момент мои ученики-второклассники и с кем, как не с ними я смогу шагать в ногу со временем и уже к концу четвёртого класса увидеть результат совместных наших усилий. Я хотела бы, чтобы мои ученики имели высокие ожидания и были уверены в своих способностях учиться, научились ставить перед собой высокие цели и находили свой собственный яркий путь, обучаясь для будущего.
Перед тем, как приступить к выполнению заданий практики меня очень беспокоил и подбор детей моего класса, и сложность адаптации в начале учебного года, и ограниченность временного промежутка, отведённого на неё. Даже возникали мысли относительно того, чтобы взять для практики не свой второй класс, а, например, четвёртый. Но я решила всё-таки рискнуть и проводить исследование в действии со своими второклассниками.
Свою работу я начала с определения плюсов и минусов класса.
+ класса |
- класса |
1. Очень активные дети |
1. В классе 30% гиперактивных детей. |
2. Любознательные |
2. В классе очень агрессивных мальчика, которые постоянно создают конфликтные ситуации, втягивая других ребят в свои разногласия. |
3. Легко идут на контакт |
3. В классе 30% детей с речевыми нарушениями. Из них двое с ОНР 2 уровня. |
4. Общительные |
4. В классе 30% леворуких детей. |
5. Большая часть детей ответственные, но не без контроля со стороны родителей, готовят домашние задания |
5. У 4- х детей сочетается и леворукость, и гиперактивность, и речевые проблемы. |
6. Ответственно, по мере возможности готовят домашние задания |
6. У 5-х детей наблюдается дефицит внимания, заторможенность в учебной деятельности. |
7. Большинство детей старательных, мотивированных на успех, способных творчески подойти к выполнению заданий. |
7. У нескольких детей нет никакого желания читать и выполнять письменные работы |
8. Все имеют элементарный навык работы на интерактивной доске. |
|
9. Среди детей класса у 50% имеется компьютеры и сотовые телефоны. |
|
10. Дети очень дружные, открытые, непосредственные и человечные, всегда готовы друг другу помогать. |
Какие же практические изменения я прогнозировала в рамках ИВД?
?Во-первых, научить детей эффективно взаимодействовать в учебном процессе;
?во-вторых, способствовать саморегуляции учащихся в деятельности;
?в-третьих, научить детей преодолевать барьеры в обучении.
В настоящее время существует значительное количество доказательств, подтверждающих преимущества для учеников обучения, построенного на основе беседы, где через активное мышление в процессе обмена мнениями есть возможность достижения следующих позиций:
-в предоставлении возможностей для выражения степени своего понимания темы;
-в содействии осознанию того, что окружающие люди могут иметь иные идеи, мысли;
-в возможности обоснования своих идей;
-в содействии установлению учителем стадии, на которой находятся учащиеся в процессе своего обучения. (Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, Второй (средний) уровень, Издание третье, с.144)
В исследованиях Мерсера и Литлтона (2007) подчёркивается, что, как интерактивное общение со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию. (Руководство для учителя, Второй (основной) уровень, Издание третье, с. 249) В связи с этим появляется необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке через замену урока объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
А поскольку у меня в классе учатся дети и с речевыми нарушениями, и с неразвитой моторикой, и с поведенческими отклонениями, я поняла, что направлением моего исследования должно стать ничто иное, а диалогическое обучение. В отличие от традиционного, его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность учеников, которая обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, воспитание активной позиции, не вызывая при этом перегрузок. А для ребят моего класса- это действительно “учение с увлечением”, где постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, где поиск решения – это этап формирования нового знания, а само слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога.
И, насколько я поняла по ходу изучения теории, чтобы учебный процесс оказался более продуктивным и увлекательным у детей нужно развивать навыки саморегуляции.
Ученик, обладающий познавательной саморегуляцией знает о своих способностях и умеет:
•говорить о том, как он сделал что-либо или чему он научился; •выражать свои мысли вслух о запланированных действиях; •делать разумный выбор и принимать обоснованное решение; •задавать вопросы и предлагает ответы; •владеть определёнными стратегиями; • использовать ранее услышанную речь в учебных целях.
Но они не вырабатывается сами по себе. Дети учатся регулировать мысли, чувства, поведение и эмоции, наблюдая за саморегуляцией взрослого и реагируя на нее. Именно поэтому и у меня к себе особые требования- я сама должна обладать достаточно развитыми навыками саморегуляции
Изучив всю необходимую для моей практики теорию, я приступила к тщательному планированию, учтя по возможности все нюансы, которые могут возникнуть во время совместной деятельности детей.
Самым трудоёмким этапом работы по исследованию в действии для
меня оказалось составление среднесрочного планирования. Это, действительно то, с чем я до курсов никогда не сталкивалась. На это у меня ушло очень много времени. На мой взгляд-это самый сложный этап ИВД, целью которого было обоснование того, как у учащихся формируются навыки саморегуляции через диалогическое обучение на уроках познания мира.
Учитывая нюансы моего класса, ту перспективу, которую я прогнозировала и описывала в первом разделе, мне удалось просчитать все возможные ситуации, которые могут неожиданно возникнуть на уроке, чтобы они не помешали безболезненно включить учащихся А, В, С в процесс добывания знаний.
С учётом своих наблюдений, учащихся А, В и С я определила, опираясь на материалы по адаптации первоклассников на конец прошедшего учебного года. Так, в группе А (с высоким уровнем мотивации) оказалось 6 учащихся, в группе В (со средним уровнем мотивации) - 4 учащихся, а в группе С (с низким уровнем мотивации) оказалось 10 человек. Это меня ужаснуло. Так получилось, что если бы группы оказались равноценными по возможностям, то всё равно в каждой из них было бы по 2-3 ученика группы С.
Но, как бы там, ни было, мне нужно было, не смотря на обстоятельства организовывать группы для создания коллаборативной среды. А поскольку у меня в классе 20 человек, групп получилось 4, по 5 учащихся в каждой. Для этого старалась на каждом уроке распределять детей в группы самыми разнообразными способами, учитывая те факты, которые могут сыграть не в мою пользу.
На что я ещё обратила внимание, так это на разнообразие и познавательность раздаточного материала.
Одним из немаловажных составляющих и неотъемлемой частью
моих уроках было наличие и использование ИКТ. Применение его не составило для меня никаких проблем, потому как мой личный кабинет оснащён интерактивной доской и всей необходимой для работы оргтехникой.
Я из тех людей, которые стремятся к чему- то новому, неизвестному, поэтому изначально настрой на изменение своей практики у меня был очень позитивным. А поскольку ученики всегда похожи на своего учителя, то и дети так же предвкушали увидеть на уроке что-то необыкновенное, когда увидели, что парты были расставлены по-другому.
И в самом деле Урок на тему: «Что человеку нужно для жизни» меня просто удивил. Я совершенно не ожидала, что мои гиперактивные второклассники распределятся в группы, создав гнёздышки с одинаковыми птичками (раздаточный материал- angry birds) и это не займёт у них много времени.
![]() |
На что я ещё обратила внимание, так это на разнообразие и познавательность раздаточного материала.
Одним из немаловажных составляющих и неотъемлемой частью
моих уроках было наличие и использование ИКТ. Применение его не составило для меня никаких проблем, потому как мой личный кабинет оснащён интерактивной доской и всей необходимой для работы оргтехникой.
Я из тех людей, которые стремятся к чему- то новому, неизвестному, поэтому изначально настрой на изменение своей практики у меня был очень позитивным. А поскольку ученики всегда похожи на своего учителя, то и дети так же предвкушали увидеть на уроке что-то необыкновенное, когда увидели, что парты были расставлены по-другому.
И в самом деле урок 1 на тему: «Что человеку нужно для жизни» меня просто удивил. Я совершенно не ожидала, что мои шумные, подвижные второклассники распределятся в группы, создав гнёздышки с одинаковыми птичками (раздаточный материал- angry birds) и это не займёт у них много времени.Всё получилось более, чем организованно и в дальнейшем с этим не возникало никаких сложностей.
Что мне очень понравилось, так это то, как без особого труда ребята справились с мозговым штурмом. Им был предложен открытый вопрос: «Какие условия необходимы для жизни человека?» Каждому участнику группы нужно было написать на своём планшете всего одно слово и прокомментировать свой выбор. И я с изумлением наблюдала с каким азартом они пытались отстоять свою точку зрения.
Такой же продуктивной оказалась их совместная деятельность, когда дети, используя свои записи на планшете и текст учебника, создавали постер. Все дети с энтузиазмом трудились, моих гиперактивных не нужно было успокаивать, а медлительных подгонять.
Но самым интересным этапом была защита своего постера, где каждый ребёнок в группе, хоть по одному слову, но дополнял к ответу предыдущего выступающего. Не было тех, кто- бы не захотел высказаться.
Очень организованно прошёл процесс оценивания.Дети очень аргументировано и объективно подошли к взаимооцениванию постеров. Так, одна ученица аргументировала своё решение: «Я дарю свою звёздочку за то,
что идея была хорошая, но группа работала несплочённо, поэтому и неуспели дорисовать »
Но не смотря на организованное проведение первого урока не все прошло гладко и без затруднений. Трудность возникла при взаимооценивании мини-теста « Без чего не может жить человек?», в котором нужно было зачеркнуть неправильные ответы. Данная работа детей осложнилась тем, что у детей за лето ухудшилась техника чтения, они не смогли осознанно прочитать текст теста и впоследствии не могли правильно оценить друг друга.
Но не смотря на возникшие барьеры, как изначально и предполагалось через самостоятельные действия учащиеся смогли определит потребности, необходимые человеку для жизни; по средствам активной работы в группе научились отличать потребности от желаний и смогли аргументировать эти различия; при подготовке постера смогли соотнести связь текстовой информации и иллюстраций, расписали и проанализировали условия, необходимые для жизни; в процессе исследовательской беседы сделали обобщающие выводы по теме; в процессе кумулятивной беседы показали позитивное отношение к обучению и друг к другу; смогли дать оценку своей деятельности; оценили работу детей других групп; осуществив оценивание постеров.В итоге, в качестве самооценки нужно было посадить свою птичку на веточку осеннего дерева- чем выше веточка, тем лучше ребёнок ощущал себя на уроке. Самое удивительное то, что все птички оказались на верхних ветках!
В чём моя недоработка при подготовке к уроку так это то, что у моих детей за лето ухудшились навыки чтения и письма и я не рационально использовала время на этапе работы с учебником.
Но что меня особенно удивило так это то, что произошло с той первоначальной моей дифференциацией детей на А, В и С?
Первоначальный прогноз В процессе урока №1
![]() |
![]() |
К подготовке урока на тему: «Человек и окружающий мир» я подошла ещё более тщательно, особенно учла издержки чтения и письма детей в начале учебного года.
На этом уроке уже были очень заметны изменения, происходящие в детях. У них изначально был позитивный настрой. Мои зачастую угрюмые, скучающие, рассеянные ученики С засияли улыбками, они стали проявлять активность, а моим гиперактивным некогда было поднять голову. Так они усердно работали, что не могли оторваться от выполнения задания.
Так, в время ра боты с картинками учебника учащиеся смогли самостоятельно сделать вывод о том, как человек должен строить свои отношения с окружающим миром.
Во время исследовательской беседы в группе они пришли к осознанию того, для чего нужны учёба и знания и остались очень довольны своими выступлениями.
В А В С
А работая над созданием кластера, смогли упорядочить и привести в систему свои знания о правилах безопасности жизнедеятельности.
Но взаимооценивание постеров оказалось достаточно объективным.
Раскрыть тему третьего урока: «Человек славен трудом» помог приём «Вопросы куба». Этот приём позволил учащимся самим понять значение труда в жизни человека, научиться называть профессии людей, устанавливать роль различных видов человеческой деятельности, выражать свое отношение к труду через пословицы и поговорки.
На этом уроке детям было особенно трудно: нужно было к картинке, с изображением профессии человека с помощью «куба» составить вопросы, имеющие отношение к профессии человека и записать их, определившись, кто будет «секретарём», кто «таймером». А затем, обменявшись вопросами между группами, ответить на них.
Трудность состояла в том, чтобы прочитать, написанные детьми вопросы. Затем, передать ответы для создания постера другой группе, но опять же была проблема в прочтении рукописного текста. Всем детям очень понравилась само содержание работы, но те, кто очень медленно справлялся с заданиями, были расстроены составом своей группы.
Четвёртый урок на тему: «Хлеб всему начало» был интересен тем, что дети уже организованно выполняли задания в группах, без подсказки учителя определяли каждому её члену обязанности в группе, были способны относительно объективно выполнять формативное и суммативное оценивание, комментируя свою оценку. Я очень удивлена и удовлетворена тем, как второклассники, всего за четыре урока усвоили навыки совместной деятельности, сотрудничества, лидерства, оценивания, взаимооценивания, рефлексии, исследовательской и кумулятивной бесед; овладели умениями публично выступать, стараясь грамотно формулировать свои мысли.
Хочется отметить то, что я кардинально поменяла своё мнение относительно того, что работа в группе в первых-вторых классах способствует возникновению проблем с дисциплиной. К моему большому удивлению, дисциплина была лучше, чем на обычных уроках. В работу включились все до одного, особенно мои забияки. Но не выкриков, ни подскоков, ни беготни не было. Дети сидели и кропотливо трудились. У них не было возможности отвлекаться, потому что были заняты отведённой для них ролью. Мои гиперактивные дети, оказались самыми объективными в процессе оценивания. А дети с ОНР- самыми лучшими ораторами. Их комментариям не было равных. Заторможенные дети- даже вступили в дебаты во время взаимооценивания групп, выражая своё несогласие с оценками, с учётом, выработанных критериев. Лидерами в группах всегда оказывались трое детей. Были, конечно же, и слёзы, когда во время работы в группах- дети оказывались без лидера, никто не мог взять на себя ответственность за результат работы.
За время исследования в действии собран богатейший фото и видео материал, творческие работы детей.
На фото отражены ресурсы, которые применялись на уроках, дети во время совместной деятельности и защиты постеров, кластеров, а также во время оценивания.
Видеоматериал отражает сам процесс критериального оценивания и отношение детей к новым подходам в организации и проведении уроков.
Работы детей представлены в виде постеров, кластеров, логических цепочек, мини-сочинений, мини-тестов, оценочных листов, открытых и закрытых вопросов.
Также к каждому уроку по теме прилагаются слайдовые презентации, демонстрационный и раздаточный материал.
По-моему мнению, идеи кембриджского подхода не нужно бояться применять с самых азов начального обучения, но только необходимо очень тщательно продумывать каждый этап урока, учитывать самый казалось бы незначительный нюанс.
А дети, как я поняла, настолько гибкие, что легко вливаются в новый, ещё непознанный для них процесс, причём с таким азартом, которому подчас, и сам начинаешь завидовать.
© 2015, Роговых Ирина Ивановна 1464