СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Классное руководство. Приказ учителю: Объять необъятное!, или «И швец, и жнец, и на дуде игрец»
Начала я размышлять о работе классного руководителя в своей статье «С него можно спросить за все и его можно за все наказать. Кто такой классный руководитель в российской школе». Хочу продолжить свои размышления на эту животрепещущую для нас, учителей, тему.
Каждый учитель-практик знает, что вместе с нагрузкой по предмету (при чем здесь он волен брать предлагаемые часы или не брать) ему поручают классное руководство. Чаще всего у него нет возможности отказаться. В последнее время выходит множество статей, заметок, публикаций о школе и ее проблемах. Но почему-то не поднимается одна из важнейших — проблема классного руководства. А в чем собственно проблема? В следующем: две работы «повешены» на одного человека за одну зарплату, да и не самую высокую. А ответственность классный руководитель несет за все: от жизни и здоровья детей до покраски плинтусов в учебном кабинете. Да, ремонт школьных классов чаще всего проводится за счет родителей. Но во время ремонта классный руководитель присутствует, за всем следит, многое делает сам, не считаясь с потерями личного времени. Что касается меня, то каких только ремонтно-покрасочных работ я не выполняла! Могу, практически, все!
Каверзный вопрос: Кстати, а кто красит плинтуса и стены в кабинетах врачей, бухгалтеров, юристов? Не они сами? А почему? И таких «почему» очень много.
Кто же такой классный руководитель?
Цитирую: «Классный руководитель — это профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для
индивидуального выражения каждого ребенка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности».
Ничего себе определение! И сразу в голове возникает вопрос: «Но как же так?!» Во-первых, в государственных педагогических университетах совершенно не учат быть классным руководителем, не считая двухмесячной практики в школе. Очень хорошо учат теоретическим наукам вообще. Но даже и разговору нет о многих вещах. Например:
До всего этого и многого другого лично мне пришлось доходить своим умом, уже работая в школе, преодолевая многочисленные сложности. Кстати сказать, никто в университете не объяснил, что классное руководство — это обязательное (попробуйте отказаться в реальной жизни!) дополнение к вашей нагрузке как учителя-предметника. Может быть, студентам педуниверситетов специально не рассказывают о работе классного руководителя и его должностных обязанностях? Иначе, узнав все это заранее и уточнив, как оценивается труд классного руководителя, из молодых специалистов вообще никто не захочет идти работать в школу.
Второе «но». Учителя-предметники в российской школе из-за низкой зарплаты вынуждены вести по 1,5-2 ставки и даже больше. А еще подготовка к урокам, проверка тетрадей. А семья и личные дела? Получается, что классное руководство — это так, между делом. Так что же обязан делать классный руководитель «между делом»?
Читая ту, ну очень умную, методичку, а именно — раздел «Должностная инструкция классного руководителя», я вдруг взяла лист бумаги и составила таблицу. Вот она:
Цитаты из методички |
Размышления автора |
Примерный расход времени классного руководителя |
1. «Классный руководитель является руководителем учебно-воспитательного процесса в классе». |
То есть отвечает за все, что происходит с учащимися данного класса, при чем в любое время, не только в учебное. |
Не регламентировано. |
2. «Должен знать психолого-педагогические особенности детей данного возраста, изучать индивидуальные психологические особенности учащихся своего класса». |
А в классе 30 человек. |
Не регламентировано. |
3. «Формирует классный актив, его самостоятельность». |
Попробуйте сформировать самостоятельность хотя бы у одного ребенка — своего собственного для начала. |
Не регламентировано. |
4. «Должен осуществлять контроль за дисциплиной, поведением, успеваемостью, посещаемостью учащихся своего класса». |
То есть классный руководитель должен ежедневно обежать всех (ну или почти всех) учителей-предметников, собрав всю информацию о дисциплине, поведении, успеваемости всех учащихся своего класса, отметить отсутствующих и выяснить причины отсутствия. |
Приблизительно 40 мин. –1 час в день, т.е. 5 часов в неделю.
|
5. «Правильно и своевременно оформлять школьную документацию и сдавать необходимые сведения зам. директора и/или зав. кафедрой». |
То есть заполнять классный журнал, дневники учащихся, сдавать отчеты успеваемости и посещаемости по своему классу. |
Заполнение журнала- 20-30 мин. в день, т.е. 2,5 ч. в неделю; дневники — 4 ч. в неделю; отчеты — 2 ч. в четверть, т.е. 15 мин. в неделю. Всего: 6 ч. 45 мин. в неделю. |
6. «Держать оперативную связь с родителями, проводить регулярные родительские собрания». |
А сколько времени уходит на подготовку родительского собрания и на его проведение; на беседы с родителями; на обзванивание учащихся вечером; на индивидуальные беседы с родителями, которые могут подойти к учителю в любое время? |
Подготовка родительского собрания — 2,5 ч. в месяц, т.е. 40 мин. в неделю; его проведение — 3 ч.в месяц, т.е. 45 мин. в неделю. Беседы с родителями —1 час в день, т.е. 5 ч. в неделю. Всего: 6 ч. 25 мин. в неделю. |
7. «Организовывать творческую работу в каникулярное время». |
Обратите внимание на два слова: «творческую» и «каникулярное». То есть классному руководителю нужно самому быть артистом, режиссером, массовиком затейником и т.п. в свободное от уроков по своему предмету время. |
Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю. |
8. «Организовывать в классе трудовую деятельность по уборке класса, пришкольной территории, дежурству по школе». |
Рядом с детьми рука об руку мыть класс и школу, убирать территорию вокруг школы. (Работать уборщицей и прачкой; я лично всегда сама стирала шторы из кабинета) |
Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю. |
9. «Активно взаимодействовать с учителями-предметниками, анализируя психологическую ситуацию в классе». |
Итак, бегом по всем учителям-предметникам в роли психолога. |
Не регламентировано.
|
10. «Активно взаимодействовать со школьными психологами для изучения индивидуальных особенностей коллектива». |
И не забывай, т.к. ты — психолог и аналитик, изучать новинки психолого-педагогической литературы! |
Приблизительно 30 мин. в день, т.е. 2,5 часа в неделю. |
11. «Проводить психолого-педагогические консилиумы по своему классу». |
Ты — организатор- психолог других учителей, а также координатор их работы. |
Не регламентировано. |
12. «Участвовать с классом во всех школьных делах». |
Чтобы в них участвовать, их нужно сначала подготовить и отрепетировать. Попробуйте у себя дома придумать, поставить, отрепетировать небольшой спектакль, например, ко дню рождения своего ребенка. |
Приблизительно 1 час в день, т.е. 5 часов в неделю. |
13. «Обязан посещать семинары классных руководителей, педсоветы и производственные совещания». |
Опять прибавляем неоплачиваемые часы к основной нагрузке. |
Приблизительно 1,5 часа в неделю. |
14. «Классный руководитель несет персональную юридическую ответственность за жизнь и здоровье детей. Несет персональную ответственность за качество преподавания». |
Еще и в тюрьму можно угодить, ну или под суд. Суть последнего предложения не совсем ясна, отвечает ли классный руководитель за уровень преподавания других учителей или только за свой собственный уровень. |
Постоянно. |
© 2019, Урусова Лилия Таштимировна 272