© 2025, Скурихина Тамара Петровна 26
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Холст, масло. 100 × 81 см.
Национальная галерея искусств, Вашингтон, США.
Картина «Прогулка. Дама с зонтиком» Клода Моне — одна из самых известных работ живописца. В ней отражена суть импрессионистского взгляда, словно останавливающего светлое мгновение, которое так хотел сохранить мастер.
Эта картина, написанная Клодом Моне в 1875 году, в Аржантёй, где художник проживал вместе с супругой Камиллой и сыном Жаном. Свой шедевр мастер создавал на пленэре, во время прогулки по окрестностям. Перед зрителем предстаёт летний день. Фигура женщины изображена с нижнего ракурса и чуть смещена вправо. Автор обозначил диагональ при помощи падающей влево и вниз тени. Порыв складок ткани и наклон травы создают удивительное ощущение как вихрь воздуха крутится вокруг воображаемой оси. Уверенные мазки, чистые краски с преобладанием белого и голубого, рождают впечатление невесомой лёгкости. Кажется, что сейчас муза живописца поднимет зонтик — и улетит вслед за облаками. Маленькая фигурка ребёнка, изображённая по пояс, создаёт дополнительное ощущение свободного пространства возле главной героини.
«Прогулка» принадлежит к серии летних картин, изображающих сад семейства Моне в Аржантёе и дикие маковые поля близ Коломба и Женвилье. Повседневная сцена из семейной жизни относится скорее к жанровой живописи, нежели к портрету, и написана с натуры на пленэре, вероятно, за один сеанс. Данный период творчества характеризуется возросшим интересом художника к разработке персонажей, начавших доминировать над пейзажем, что было несвойственно более ранним работам Моне, в которых человеческие фигуры играли незначительную роль. Тем не менее, передача ускользающего солнечного освещения сцены остаётся главной задачей художника, которую он решает композиционным строем цветовых пятен, выполненных свободными мазками кистью.
Картина была выставлена под названием «La Promenade» вместе с 18-ю другими работами Моне на второй выставке импрессионистов в галерее Поля Дюран-Рюэля в апреле 1876 года. Несмотря на несколько благожелательных отзывов, «Прогулка» осталась практически незамеченной. Десять лет спустя Моне вернулся к данной теме, написав две схожих картины, изображающих дочь его второй жены Сюзанну Моне с парасолем в руках на лугу в Живерни, в настоящее время хранящиеся в Орсе. Джон Сингер Сарджент, видевший «Прогулку» на выставке 1876 года, позднее написал по её мотивам «Двух девушек с парасолями во Фладбери» (1886).
Две девушки с парасолями во Фладбери. Джон Сингер Сарджент (1889), Метрополитен-музей.
© 2025, Скурихина Тамара Петровна 26