СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Конспект открытого занятия
на тему: «Звукообразование и голосоведение»
педагог: Кунгурцева Е.В.
объединение (предмет, направленность): вокальный ансамбль «Камелия»
образовательная программа: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Камелия»
год обучения: 2 год обучения
возраст детей (класс): 2 класс, 8 лет
учебная группа: 1 группа
база проведения: ЦДТ «Азино»
дата проведения: 15.01.2019
Цель: Улучшение качества звука путем работы над основной формой звукообразования – связным непрерывным пением.
Задачи:
Методы обучения:
Методические приёмы:
Психологические условия на уроке:
Оборудование и материалы:
Методическое обеспечение занятия:
ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
I. Организационный этап.
а) приветствие;
б) сообщение темы урока и его задач;
в) мотивация;
г) вступительная часть.
д) объяснение темы
Концертное исполнение песни.
Подведение итогов (осуществление оценки эффективности занятия). Структура урока.
ХОД ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Педагог: Здравствуйте! Тема нашего урока – «Звукообразование и голосоведение».
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью обучающегося певца – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Сегодня на уроке мы будем работать над приемами звукообразования и голосоведения. Занимаясь по программе «вокальное искусство», мы уже освоили некоторые вокально-певческие навыки, навыки певческой установки, певческого дыхания, дикционной активности. Т.о. подошли к этапу усовершенствования навыков и умений совершенствования вокально-певческих приемов, необходимых для поставленного голоса - пение на legato. Пение на legato( легато) - это умение связного, плавного пения, свободно льющегося голоса.
II. Основная часть.
Разминка с использованием здоровье сберегающих технологий.
плечи, высоко поднять голову (так называемый «столб достоинства»), почувствовать себя победителем.
Выполнение данного упражнения, его осознание, зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Упражнения этой дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:
восстанавливают нарушенное носовое дыхание,
улучшают дренажную функцию бронхов, положительно влияют на обменные
процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной
ткани,
повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно
— психическое состояние организма.
Необходимо следить за тем, чтобы при вдохе не поднимались плечи, не напрягались мышцы шеи.
Упр. №1
Надуй шарик. «Надувая шарик» широко развести руки в стороны и сделать глубокий вдох, затем медленно сводить руки, соединяя ладони перед грудью и выдувая воздух – «ссс». Для правильного вдоха рекомендуются сравнения:
«Вдохни так, чтобы воздух дошел до пояса», «вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый красивый цветок». Взяв дыхание, не следует сразу выдыхать воздух. Необходима небольшая задержка дыхания, затем очень экономный, продолжительный выдох.
Упр. №2
Для размягчения и снятия напряжения голосовых связок: Пение закрытым ртом на букву (м-м-м)
При пении с закрытым ртом формируется согласная "м", губы при этом не должны плотно сжиматься, а просто быть в сомкнутом состоянии. Зубы разомкнуты настолько, насколько это возможно, и звук направляется в головной регистр. Он не должен быть звонким, что явится свидетельством зажатия каких - либо мышц. Навык приобретается в среднем регистре, а потом уже переносится вверх или вниз.
а) «укачивание» - важно, чтобы зубы были разжаты, а сам звук направлялся на губы; для выработки высокой позиции звука
б) пение интервала секунда, с постепенным повышением, а затем понижением по полтона.
Упр. №3
На подвижность голосовых связок:
воспроизведение последовательности звуков «ма-мэ-ми-мо-му» на одном дыхании, не изменяя высоту тона, после чего порядок гласных меняется и партия исполняется в последовательности «да-дэ-ди-до-ду», «ра-рэ-ри-ро-ру», «гра-грэ-гри-гро-гру».
Упр. №4
Для выравнивания звука:
Пропевание трезвучий, с задержкой на верхнем звуке с выработкой вибрато на слоги «зи-и-за».
Упр. №5
Для активизации голосовых связок, полезны при вялом тонусе голосовых мышц, при сиплом звуке.
Для упражнения используется слоги «зи -за», который при воспроизведении принимает вид последовательности обрывистых звуков «Зи-и-и-и-зи-и-и-и-за…» исполняемых парными квинтовыми шагами с постепенным повышением, а затем понижением по полтона. При этом чтобы не было занижения звуков, важно представлять, что движение идет вверх.
Упр №6
для выработки кантилены (плавное, напевное исполнение мелодии): "Баю- бай"
Упр. №7
для выработки свободы и подвижности артикуляционного аппарата пение скороговорок
"У пенька пять опят"; "Из под топота копыт пыль по полю летит"; "по бревну бобры бредут".
Упр. №8
"Урок пения" сл.З.Петрова, муз. А.Островский.
Итак, музыкальные упражнения являются необходимым условием для выработки певческого голоса, в процессе которых происходит
усовершенствование основных вокально-технических навыков голосообразования, так как они являются средством художественной выразительности. Они вырабатываются на упражнениях, а закрепляются при работе над художественным произведением.
а) слушание песни, беседа;
б) работа над припевом, разучивание мелодической линии по фразам; в) работа над кантиленой; г) исполнение.
Работаем над концертным исполнением, включающим приемы звукоизвлечения: сглаживание регистровых порогов в припеве; пение куплета на legato (легато).
Концертное исполнение песни.
Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили внимание усовершенствованию голосового аппарата, работали над приёмами звукообразования и голосоведения в распевках и песнях. Познакомились с новыми понятиями. Назвать их.
(понятие кантиленного пения; звукообразование; звуковедение; типы звуковедения)
- До свиданья!
© 2021, Кунгурцева Елена Валерьевна 350