СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Разноцветный хоровод всех нас в круг зовет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов

« Разноцветный хоровод всех нас в круг зовет»

Подготовила: Гринева О. И.

Новокуйбышевск, 2022г

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать дошкольников. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - верный помощник в организации детей. Как только организовываешь такую игру - все дети сразу сбегаются, забываются обиды, ссоры. Хороводная игра сплачивает, сближает детей. В группе царит мир и спокойствие. Хороводные игры издавна служили средством самопознания. В этих играх дети проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.

Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы мы не сказали, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников. В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление его характера. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира, играя с ребенком. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает громадную радость. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Ребенок должен уметь играть! Вот тут-то на помощь приходит детский фольклор. Используя детский фольклор, через движения мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, потешки, приговорки. Хороводных игр огромное количество. Все дети очень их любят, они вносят в нашу жизнь положительные эмоции, дают хороший настрой на весь день. Хороводные игры доступны каждому ребенку, как только они встали на ножки. Они завлекают детей уже с году.

Рекомендации воспитателям по освоению хороводных игр с детьми.

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру-хоровод, педагог сам должен хорошо её освоить: разобраться в воспитательном значении, в содержании игры, выучить песенный материал, проверить на себе движения. На подготовительном этапе работы с детьми над игрой-хороводом воспитатель должен заинтересовать детей образами. Затем разучивают хороводную песню. Далее можно приступать к знакомству детей с движениями и перестроениями игры-хоровода, стремясь к тому, чтобы дети представляли её себе в целом. На протяжении работы над игрой-хороводом не забывать поддерживать в детях радость и эмоциональный подъём от совместного творческого процесса. Хороводы могут стать составной частью радостной повседневной жизни детей в детском саду и дома.

В детском саду хороводы начинают осваивать рано.

Уже в первой младшей группе, в возрасте 2 лет дети учатся вставать в круг, браться за руки и идти друг за другом. Для маленьких детей это довольно сложно. Малышам очень непросто двигаться по кругу, не сбиваясь в центр или в сторону. Для детей этого возраста подходит хороводная игра "Раздувайся, пузырь".

"Раздувайся, пузырь".

Цель: учить детей стоять в кругу и выполнять действия, подпевать песенку, упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

Раздувайся пузырь

Раздувайся большой

Оставайся такой

Да не лопайся

Он летел, летел, летел

Да за веточку задел

ш-ш-ш. лопнул пузырь

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут «Лопнул пузырь». Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук «ш-ш-ш»

В следующей, второй младшей группе (дети 3-4 лет) работа над хороводами продолжается. Как и в младшей группе, поют хороводную песню, прежде всего, взрослые (родители, воспитатели, музыкальный руководитель). Дети концентрируют свое внимание на выполнении движений: ходьба по кругу, в круг, движения по тексту хоровода. Постепенно они начинают подпевать. Для освоения хоровода им желательно заниматься не менее одного раза в день до тех пор, пока он не усвоен. В зависимости от способностей и желания детей работа может занять и месяц, и два. Воспитатель может организовать хороводную игру на прогулке, во время физкультурных занятий.

«Зайка шел»

Взяться за руки, образуя круг. Идти по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел. З

айка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливаться и присаживаться на корточки.

Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству, но и инструментом, с помощью которого дети учатся владеть своим телом, выстраивать совместные действия. Систематические занятия хороводами приводят к тому, что в средней группе (4-5 лет) дети начинают свободно ходить хороводным шагом с пением под музыку, и делают это с большим удовольствием. В таком возрасте детям по силам выучить не только движения, но и текст. Слова песни лучше разучивать в первой половине дня (например, на занятиях музыкой), а в движении с пением лучше исполнять хоровод во второй половине дня. При разучивании хоровода с 4-5-летними детьми надо обращать внимание на соблюдение всеми ритма, синхронизации пения и движения. Будьте готовы к тому, что не у всех детей это будет получаться. Некоторые дети будут стремиться показать свое первенство в группе, начнут торопиться с пением и движением. С такими детьми желательно предварительно провести беседу о том, как важно и интересно петь всем вместе. Возможно, потребуется разучивать с ними хоровод отдельно. В летнее время музыкальные занятия проводятся, как правило, на улице. Поскольку большую часть времени дети находятся на свежем воздухе, хоровод можно разучивать и в первой, и во второй половине дня. Очень результативной и интересной для детей формой разучивания хороводов является игра "Мы к вам в гости пришли". Старшие дети приходят к маленьким "в гости". Взрослые предлагают старшим детям разучить (или повторить) с малышами хороводы, которые те уже знают.

«Большая карусель»

Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры: Педагог знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Дети старшего возраста очень быстро выучивают слова. Поэтому с ними лучше начать с разучивания движений хоровода, а потом закрепить слова. В качестве домашнего задания можно предложить детям и родителям разучивать эти хороводы дома, чтобы вместе показать их на празднике в детском саду. Дети старшего дошкольного возраста поют и двигаются достаточно уверенно, поэтому круговой хоровод проводится только вокруг Новогодней елки. Остальные хороводы желательно исполнять с применением более сложных фигур. Самым трудным для детей этого возраста является неспешность, неторопливость, пружинная ходьба и точность при ориентировке в пространстве. Освоению этих умений в процессе разучивания хоровода требуется отводить достаточно много времени. В период активного освоения хороводы желательно разучивать два-три раза в течение дня, а затем повторять один-два раза в день, когда они уже неплохо исполняются.

«Заря – зарница»

Цель: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

Ход игры: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

«Заря - зарница

Красная девица

По полю ходила,

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Раз - два, не воронь,

А беги как огонь».

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

Опыт показывает, что в течение одного года дети 2-3 лет с успехом разучивают один хоровод, дети 3-4 лет - два хоровода, дети 4-5 лет - 4-5 хороводов, а старшим дошкольникам по силам освоение 10 хороводов.

Важно помнить, что осваиваемые хороводы должны нравиться детям. А также они с удовольствием играют в хороводы, которые разучивали, когда были еще маленькими. Для старших детей взрослые (при желании) могут усложнить фигуры уже разученных хороводов, не меняя при этом музыку и слова. Хороводы пользуются большим успехом на детских праздниках, досугах и развлечениях. Детям очень нравятся организованные для них хороводные фестивали, а также игры-соревнования между группами. Они любят водить хороводы у себя в группе между занятиями, на физкультминутке. Воспитатели должны использовать хоровод в качестве разминки, чтобы перейти от одной образовательной области к другой.

26.11.2022 15:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП