СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
4 класс «Занимательная лингвистика»
Тематическое планирование (34 часа)
№ |
Тема занятия |
Содержание занятий |
Количество часов |
Дата |
||
Фонетика и орфоэпия (7 часов) |
||||||
1 |
Что такое орфоэпия? |
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. |
1 |
5.09 |
||
2 |
Что такое фонография или звукозапись? |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
12.09 |
||
3 |
Звуки не буквы! |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
19.09 |
||
4 |
Звучащая строка. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
26.09 |
||
5 |
Банты и шарфы. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
3.10 |
||
6 |
«Пигмалион» учит орфоэпии. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
10.10 |
||
7 |
Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
17.10 |
||
Лексикология (27 часов) |
||||||
8 |
Имена вещей. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
24.10 |
||
9 |
О словарях энциклопедических и лингвистических. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
31.10 |
||
10 |
В царстве смыслов много дорог. |
Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. |
1 |
14.11 |
||
11 |
Как и почему появляются новые слова? |
Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. |
1 |
21.11 |
||
12 |
Многозначность слова. |
Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». |
1 |
28.11 |
||
13 |
«Откуда катится каракатица?»О словарях, которые рассказывают об истории слов. |
Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,. |
1 |
5.12 |
||
14 |
Об одном и том же - разными словами. |
Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. |
1 |
12.12 |
||
15 |
Как возникают названия. |
Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями. |
1 |
19.12 |
||
16 |
Слова – антиподы. |
Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». |
1 |
26.12 |
||
17 |
Фразеологические обороты. |
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
1 |
16.01 |
||
18 |
Словари «чужих» слов. |
Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. |
1 |
23.01 |
||
19 |
Капитан и капуста. |
Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов. |
1 |
30.01 |
||
20 |
«Он весь свободы торжество». |
Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. |
1 |
06.02 |
||
21 |
Мы говорим его стихами. |
Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся. |
1 |
13.02 |
||
22 |
Слова, придуманные писателями. |
Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. |
1 |
20.02 |
||
23 |
Слова уходящие и слова – новички. |
Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. |
1 |
27.02 |
||
24 |
Словарь языка Пушкина. |
Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем. |
1 |
06.03 |
||
25 |
Смуглая Чернавка. |
Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен. |
1 |
13.03 |
||
26 |
Паронимы, или «ошибкоопасные слова». |
Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи |
1 |
20.03 |
||
27 |
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». |
Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования |
1 |
03.04 |
||
28 |
Какой словарь поможет избежать ошибок? |
Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. |
1 |
10.04 |
||
29 |
Словарь- грамотей. |
Знакомство со словарной статьей орфографического словаря.Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем. |
1 |
17.04 |
||
30 |
Научная этимология. |
Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем. |
1 |
24.04 |
||
31 |
Какие бывают имена? |
Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями. |
1 |
08.05 |
||
32 |
Древнерусские имена. |
Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. |
1 |
15.05 |
||
33 |
Отчество и фамилия. |
Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова. |
1 |
22.05 |
||
34 |
Надо ли останавливаться перед зеброй? |
Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация». |
1 |
29.05 |
||
Итого 34 часа |
||||||
© 2017, Бондаренко Светлана Владимировна 448