СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. А.Н. Радищев
Искусство управленческого взаимодействия стоит на стыке таких областей знания, как психология управления, этика, эстетика, педагогика и социальная психология. Все эти науки питают культуру профессиональной деятельности современного руководителя и помогают овладеть ее практическими навыками.
Личность человека чрезвычайно сложна и уникальна. Мы всегда можем отличить одного человека от другого. Но в то же время между людьми всегда можно найти схожие черты.
Везде – в семье, в школе, на работе наша жизнь проходит в группе. Группы могут влиять на индивиды, а индивиды влиять на группы. Толпа может проявлять как худшие, так и лучшие человеческие черты характера. Любая группа состоит из двух и более индивидов, которые влияют друг на друга. Как же складываются отношения между лидерами и их последователями. Как выбираются лидеры? Что делает их эффективными, а что приводит их к свержению?
Психолог Триплетт провел эксперимент среди детей. Он попросил детей как можно быстрее крутить рыболовные катушки. Оказалось, что дети крутили катушки намного быстрее в присутствии других, чем когда выполняли одни. Таким образом, психологи пришли к мнению, что люди начинают лучше выполнять действия в присутствии не только конкурентов, но и просто случайных людей, которые находились рядом.
Таким образом, группа помогает человеку справиться с задачей, с которой ему было бы трудно справиться в одиночку. Оправдывается пословица «много рук, работать легче». Совместная работа дает человеку возможность усвоить особые навыки, способные улучшить качество выполнения задания и повысить эффективность работы. Люди стремятся войти в группы, когда понимают, что не смогут работать одни или когда верят, что работа в группе, возможно, приведет их к успеху. Группы могут быть продуктивны в том случае, если их члены обладают дополняющими друг друга навыками, знаниями и взглядами, если они эффективно обмениваются ими, и если эти навыки, знания и взгляды совпадают.
Кто хочет стать лидером? Кто станет лидером?
Любая группа хотят и испытывают потребность в лидере. Почему люди вообще хотят стать лидерами? Ведь им нужно тратить много личного времени, брать ответственность за результаты деятельности группы и иногда даже рисковать своей безопасностью. Например, президенты, римский папа не раз становились объектом покушения преступников.
Лидерство дает человеку власть, престиж, статус. Благодаря этому люди достигают высоких целей. Например, лидер политический – это человек, который способен изменить ход истории. (В.И. Ленин, Троцкий Л.Д. и др.)
Какого человека группа выдвигает в лидеры?
Чего ждет коллектив от лидера? Чтобы лидер соответствовал их ожиданиям, выражал их интересы. Только тогда они не просто пойдут за ним, но и будут хотеть идти за ним.
Лидер должен обладать такими качествами, как уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понимать психологию людей, организаторские способности.
Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам.
Конфуций
Лидерство и руководство — это два разных понятия, но тесно взаимодействуют между собой.
Эти понятия отличаются происхождением.
Тысячелетиями лидеры вдохновляли людей на великие дела. Когда руководитель добивается блестящих результатов, используя власть, как начальник над подчиненным, это скорее управление, но никак не лидерство.
По мнению Минцберга, «лидерство – одна из ролей руководителя».
Люди не рождаются лидерами. В любом из нас есть набор таких качеств, которые необходимы лидеру, но этот потенциал во многих остается нереализованным.
Лидер отличается от хорошего руководителя тем, что он не только хорошо справляется с функциями управления, но и является отличным интегратором. Успех управления зависит от того, как они общаются с подчиненными, как принимают решения. При этом очень важно определить для себя стиль управления.
Недостаточно просто быть хорошим стратегом и уметь принимать продуманные решения. Дар лидера, его харизма основывается на таких качествах, как способность завоевывать доверие, справедливость, умение слушать и проявлять инициативу. Лидерству можно научиться в процессе работы.
Какими качествами должен обладать лидер?
В книге «Курс на лидерство…» автором названы качества, которыми должен обладать лидер.
1) Уверенность в себе
2) Коммуникабельность
3) Умение постоянно учиться
4) Целеустремленность
5) Ответственность и др.
Это стремление к высоким результатам, качество, которое стимулирует человека к продвижению в лидеры.
Но на практике можно встретить лидера, который не обладает такими качествами. Или, наоборот, все качества в нем имеются, но лидером он не является.
Лидеры есть в любом коллективе, и они могут влиять на морально-психологический климат в коллективе, могут даже провоцировать конфликты. Именно такие люди иногда и входят в список на руководящий пост. Лидерство в группе может быть формальным (официальные руководители) и неформальным. Когда руководителю не удается превратить группу в результативный коллектив, то в работе будут свои трудности. Поэтому очень важны такие качества, как терпение, самообладание и другие качества, необходимые для эффективного взаимодействия.
Стиль – это совокупность приемов, форм и методов осуществления какой-либо работы, деятельности, поведения.
Известный доктор Ицхак Адизес считает, что один человек не может выполнять четыре роли: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. По его мнению, руководитель не должен концентрироваться только на одной роли. Идеального лидера, идеального руководителя нет и быть не может. Реальные руководители или лидеры – живые люди со своими достоинствами и недостатками. С одними задачами они справляются, успешно выполняя их, другие терпят неудачу.
Какие бывают стили управления?
Немецкий психолог Курт Левин в 3-ые годы 20 века разработал типологию стилей руководителя, которая считается самой популярной в силу простоты и наглядности. Он выделил три стиля руководства: авторитарный, демократический и нейтральный (анархический). Затем термин нейтральный был заменен на термин «либеральный». Использование командных методов указывает на авторитарный стиль управления.
Все стили различны, и различия очевидны. Какой же из них самый эффективный?
Авторитарный, иначе говоря, диктаторский стиль управления, при котором руководитель не считается с мнением коллег, принимает решения самостоятельно, жестко контролирует выполнение решений, не интересуется своими людьми как личностями. Этот стиль управления может принести положительные результаты с точки зрения усиленного контроля, хорошее качество. Но недостатков может быть больше, чем положительных моментов. Потому как не исключена вероятность ошибок, часто подавляется инициатива, в коллективе неблагоприятный психологический климат, и в связи с этим недовольство сотрудников.
Такой авторитарный стиль зачастую не приводит к успеху, и поэтому он оправдывает себя только в критических ситуациях. Например, во время пожаров или военных событий, когда очень важна дисциплина. Хотя, как утверждает социолог Бирстед, «без власти нет организации и нет порядка».
Наиболее эффективным стилем управления является демократический стиль, (коллективный), так как правильный решения принимаются общим обсуждением, учитывается мнение сотрудников («максимум демократии»). При таком управлении благоприятный психологический климат, сотрудники довольны своей работой и отношениями в коллективе. Руководитель проявляет интерес к личности своих сотрудников, учитывает их интересы, потребности. Такой стиль управления характеризует руководителя как человека с высокими интеллектуальными, организаторскими, коммуникативными способностями.
Для либерально-анархического (попустительского) стиля управления характерны низкие результаты работы, неблагоприятный психологический климат. Люди недовольны качеством работы, отношением к ним руководителя, нет стимула. Отсутствует сотрудничество. Решения не выполняются до конца. Контроль слабый. Это приводит к тому, что возникает множество конфликтов и недопонимания.
Кроме названных стилей можно упомянуть и консервативный стиль руководителя, когда во главу угла ставятся традиции, установленные ритуалы и т.п. Негативный характер данного стиля имеет в себе положительные моменты: уверенность в стабильности, сплоченности коллектива, но такой коллектив обычно не имеет успеха.
Каждому приятно работать с правильными, обязательными подчиненными, объективными руководителями. Каждый современный руководитель должен быть психологом, то есть хорошо разбираться в людях. Если коллектив только формируется, то авторитарный подход на первых этапах работы даст больше, чем демократический.
От чего зависит эффективность руководства? Зависит от степени контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует.
Если руководитель будет хвалить работника за достижения в труде, чем незаслуженно критиковать, то в коллективе будет положительный социально-психологический климат.
Поощрение должно быть осязаемым. Это значит, что должно соблюдаться правило стимулирования труда отличившихся в работе сотрудников.
Руководство должно проявлять внимание к каждому работнику и его семье.
Не следует ущемлять самоуважение работников.
Самым действенным типом поведения руководителя в конфликтной ситуации является сотрудничество.
Любой человек будет чувствовать себя комфортно в коллективе при условии положительной самооценки. Это возможно только в том случае, если руководитель будет видеть в своем работнике не должность, а личность, проявлять терпимость и уважать его личное пространство. Если подчиненный ошибся, нужно видеть человека и поступок. Необходимо разобрать ситуацию, критиковать действия, а не переходить на личность.
Важно помнить, что уважают тех руководителей, которые хвалят при всех, а выговаривают с глазу на глаз. Руководитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем подопечным, обращаться по имени отчеству независимо от возраста.
Личный пример руководителя имеет воспитательное значение в глазах работников. Ни в коем случае руководитель - так ведут себя обычно неопытные молодые руководители – не должен быть «своим» среди подчиненных, должна быть некая дистанция, иначе приказ как форма распоряжения будет неэффективна.
Выбор стиля руководства – быть авторитарным и демократичным одновременно - задача непростая, так как эти понятия противоречивы. Например, создать творческую атмосферу, «будить» инициативу можно, используя демократические средства, а требовать дисциплины и исполнительности, опираясь на авторитарный стиль управления.
Какие качества личности, на мой взгляд, необходимы руководителю?
Конечно же, это честность, справедливость, человеколюбие и сочувствие. Эти качества нужны всем людям, но хотелось бы, чтобы они были и у всех руководителей.
Руководитель, который ведет себя безнравственно, забывает об интеллекте, грубит, не может носить звания вожак-руководитель.
Безусловно, нельзя быть хорошим для всех. Лучше быть лучшим для некоторых. Часто между лидером, которому доверяют, и народом, возникает недопонимание. Нет диалога. Должно быть доверие и понимание.
Почему люди рвутся в руководители?
Может, заманчивая перспектива оказаться в числе сильных мира сего. (Говорят же, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом). Или все-таки желание сделать всех людей счастливыми, а их жизни благополучными.
Каким все же должен быть руководитель?
Он должен быть харизматичным, терпимым, сдержанным, с большим интеллектом, креативным. Бесспорно, у него должны быть убеждения. Работать в интересах подчиненных и представлять его интересы на более высоком уровне. Конечно, необходима и соответствующая профессиональная подготовка - юридические знания, психология общения с людьми, но никакое блестящее образование не заменит порядочности и внутренней культуры.
© 2018, Галимова Венера Камоловна 178