СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Повышение эффективности образовательного процесса через использование современных педагогических технологий в рамках освоения курса географии. Одной из важнейших задач учителя сегодня, по моему мнению, является поиск способов эффективного формирования в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в области исследовательской компетенции – вооружение учащегося инструментом познания. Базис, который дает к саморазвитию человека в школе огромен. Он может стать помощником выпускнику в формировании научной картины мира, приобретение знаний, умений, воспитание и развитие учащегося. Этот базис должен быть не окаменевшим застывшем слоем, а кипящим как магма.
На первый план в содержании географического образования выходит системно-деятельный подход, как основа ФГОС. Как сделать, чтобы образовательный процесс был не искусственный, а естественный, чтобы дети начали воспринимать происходящее как часть их жизни, тогда они становятся активными. А сделать это можно через постановку вопросов, через исследования. Мой опыт работы, более 20 лет, позволил мне применить новое и систематизировать свои методические разработки с использованием современных методов и технологий ведущих специалистов в области образования, в форме КЕЙСА.
С чего начинается исследование? С удивления… Живет человек, воспринимает мир вокруг себя, но однажды задается вопросом: « А почему это именно так, а не иначе?» С этого момента пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования. Исследовательская деятельность может являться одним из эффективных способов не получения, а добывания знаний. Неотъемлемыми элементами, формирующими исследовательское поведение, являются: уроки-исследования, разработка индивидуальных и групповых исследовательских проектов, участие в конкурсах. Ведущими методами обучения при этом становятся поисково-исследовательское обострение противоречий между знанием и незнанием, выдвижение гипотез, обращение к источникам информации. При этом каждый момент учебной деятельности содержит в себе возможности для проявления рефлексивных и оценочных действий, являясь и способом диагностирования сформированности метапредметных компетенций. ( Приложение №1 Кейс 8 класс ) В представленном кейсе по теме: «Россия на карте мира» информация в форме презентаций, практических работ, теста, как системы текущего контроля, интерактивных электронных карт.
Современные дети, которые в достаточной мере владеют компьютером, умеют работать с информационными носителями. Однако задачей учителя является формирование аналитической компетенции учащегося. Использование информационных технологий позволяет мне как учителю решать сразу несколько задач:
- реализовать личностно-ориентированный подход в обучении географии;
- обеспечить качественно иной уровень наглядности; предметно – исследовательской и проектной деятельности;
- способствовать развитию информационной компетентности учащихся.
Одним из интерактивных методов и технологий обучения в школе на уроках географии является использование интерактивных электронных карт. С одной стороны наборы интерактивных карт представленных в методических кейсах, «опираются» на действующие учебники, что создает условия для их безболезненного «вписывания» в преподавание, начиная с традиционного классно-урочного процесса и заканчивая проектной деятельностью. С другой стороны, наборы интерактивных электронных карт дают убедительные примеры того, как средства ИКТ могут эффективно использоваться в учебном процессе.
Информационные технологии могут играть огромную роль в дополнительном дистационном обучении, которое особенно может быть востребованным во время вынужденных каникул: тогда ребята смогут самостоятельно решать географические задачи, участвовать в олимпиадах по географии в режиме он-лайн. На моем сайте представлен проект- презентация с использованием интерактивных карт.
Большое значение в организации учебного процесса придаю практической направленности уроков. В каждом кейсе имеются практические работы, которые выполняются с опорой на пошаговые навигаторы, с использованием атласов, схем, статистических материалов. ( приложение практические работы по географии 9 класс) На протяжении двух лет учащиеся 9 классов выбирают для сдачи экзаменов географию и поэтому для успешной подготовки к ГИА я на своем сайте размещаю ссылки на сайты с информационными и тренировочными материалами. ( Раздел « Навигатор»)
Одним из ключевых моментов моей педагогической системы считаю тьюторское сопровождение индивидуальных исследовательских проектов учащихся. Освоение проектного метода как одного из вариантов анализа научной литературы, позволяет в основной и старшей школе организовать дифференцированное обучение, реализовывать практико-ориентированный подход в соответствии с индивидуальным образовательным запросом учащегося, работать над поиском ответов на личностно-значимые для него вопросы.
В 2017-2018 уч. году учащиеся школы принимали участие в Муниципальном конкурсе « Я- гражданин России», который включал в себя номинации: «Социальный проект; экологический проект; проект патриотический» По результатам участия кейс-проект школы, занял первое место. ( Приложение кейс-проекта)
В рамках реализации школьной программы развития « Школа Успеха» в 2018-2019 уч.году Шило Ангелина приняла участие в создании проекта-презентации на тему: « Развитие географических знаний о материках и континентах Земли», а ее сестра Шило Виталина приняла участие в создании видеоролика «Ф. Магеллан- великий путешественник». Оба этих проекта заняли первое место в рамках проекта программы « Качественное образование- основа жизненного успеха», целью которого является обеспечение компетентного подхода к содержанию образования, современные подходы к технологиям достижения новых образовательных результатов
В отличие от других наук, выросших в кабинетной тиши, география крепла и развивалась под неумолчный гул прибоя и рёв ветра над скалами, ее озаряли полярные сияния и отблески извержений вулканов, обжигало тропическое солнце и сияющие льды Антарктиды. В географию шли наиболее отважные и предприимчивые люди, те, кто умел и любил рисковать, те, кто не знал большего счастья, чем счастье открытий, и с легким сердцем оставлял насиженные места. Ни одной науке не обходились так дорого открытия, как в географии. Почти за каждую крупицу знаний заплачено человеческой жизнью. Можно смело утверждать, что если вы положите ладонь на географическую карту, то под ней наверняка окажутся могилы безымянных исследователей…
Ряд факторов за последнее десятилетие способствовал снижению интереса к географии и популярности последней. В частности, к сожалению, утратилось представление о природе как о едином целом, был искусственно разбросан, разобщен сложный и по сути своей неделимый комплекс знаний о явлениях природы. Произошел переход от живого общения, дискуссий на экзамене к форме ЕГЭ. Последующая отмена ЕГЭ по географии в качестве вступительного экзамена для ряда востребованных специальностей в ВУЗАХ существенно снизила мотивацию к овладению учащимся обязательным минимумом.
В этих условиях необходимо вновь развить интерес к географии, сделать географию «живой». Осуществить это весьма не просто. Добиться успеха в повышении интереса и эффективности обучения географии учащихся МБОУ Раково-Таврической СОШ N 6.
Открывшиеся в последние десятилетия возможности родителей, учителей путешествовать с детьми по донскому краю, стране, позволяют применять полученные учащимися знания на практике. Перед ними открывается удивительный мир прекрасных творений рук человеческих и уникальных объектов, созданных природой, который учащиеся будут воспринимать осознанно в привитой им системе общечеловеческих ценностей. Расширяющаяся сегодня сеть учебных заведений и специальностей, связанных с подготовкой специалистов в области туризма и сервиса, экскурсоведения позволит учащимся перевести полученные на уроках географии знания в профессиональную плоскость при поступлении на соответствующую специальность. Такая деятельность является одним из важных моментов формировании у учащихся образов географических объектов. Так¸ например, в ходе изучения курсов «География материков и океанов», «Физическая география России» учащиеся получают лишь общие представления. Но общего представления очень часто бывает недостаточно. Понять природу какой-либо страны, изучая ее только по отдельным компонентам, нельзя. Выражаясь образно, при этом вы «за деревьями не увидите леса», за случайным – закономерное. А ведь одна из главных задач географии сегодня – связать важнейшие разделы современного естествознания со знаниями о человеке и обществе. Поэтому значительная роль в рамках данного курса отводится созданию у учащихся образных представлений, характеризующих внешний облик городов нашей страны, культурные обычаи и традиции ее народов, быт, условия жизни, хозяйственную деятельность и т.д.
Федеральная учебная программа направлена на изучение природы нашей планеты в целом, особенностей природных условий материков и океанов. В связи с этим формирование у учащихся уже на начальном этапе изучения географии географических представлений о мире в целом и образов отдельных стран в частности, является весьма актуальным.
Перечисленные выше особенности преподавательской деятельности служат залогом успешного обучения учащихся МБОУ Раково-Таврической СОШ N 6 в освоении ими географической науки.
© 2019, Макагонова Наталья Ивановна 189