СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Осинкина Оксана Валентиновна учитель начальных классов ГБООУ «Санаторная школа - интернат
г.Петровска» Сартовской области
Работать по- новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
В ситуациях реального общения мы сталкиваемся с аудированием как совершенно самостоятельным видом речевой деятельности. Это происходит, когда мы слушаем:
- различные объявления
- новости радио и телевидения
- различные инструкции и поручения
- лекции
- рассказы собеседников
- выступления актеров
- собеседника по телефону и т. д.
Значимость аудирования при обучении в школе
Древнегреческий философ Зенон сказал: «Два уха и один язык нам даны для того, чтобы больше слушать и меньше говорить».
А умеем ли мы слушать? Результаты обследования множества людей указывают на то, что достаточными навыками слушания обладают немногие. Послушав десятиминутное сообщение, человек понимает и запоминает из сказанного в лучшем случае всего лишь половину. Умение слушать одно из самых сложных коммуникативных умений. Неумение слушать является во многих случаях причиной неэффективного общения. Вот почему, обучаясь общению, надо, прежде всего, научиться слушать. Умение слушать является важным звеном формирования речевой деятельности, как устной, так и письменной.
Сейчас становится очевидным, что именно через аудирование дети осознают и свой родной, и любой другой язык. Через осмысление услышанного они учатся делить высказывание на составляющие его устные единицы речи, понимать их значение и нормы сочетаемости. При этом их собственная речь из репродуктивной становится продуктивной, творческой.
Используя различные формы диагностического исследования детей: наблюдение, опрос, анкетирование родителей, беседы, психодиагностика узких специалистов – выявила для себя следующее
ДИАГНОСТИКА
У 73 % учащихся класса не развито
У детей плохо развито неустойчивое внимание, они неумело могут пересказывать небольшие рассказы, путаются. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Итак, передо мной встала проблема:
- Это низкий уровень психофизиологических особенностей детей.
Считаю, что, я могу уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие восприятия текста на слух на всех уроках.
К.Д. Ушинский утверждал, что развитее детей, особенно на первых этапах обучения, невозможно без формирования и развития способностей воспринимать информацию на слух. В связи с этим, необходимо уже на первых парах «приучить детей…слушать внимательно, а потом воспринимать и передавать слышанное».
Дети приходят в школу, уже имея навыки аудирования. В детском саду, в семье происходит знакомство с книгой. Ребенок еще не умеет читать, но он с удовольствием слушает сказки, прочитанные или рассказанные на ночь. К шести годам большинство детей уже овладевают умением слушать текст и отвечать на простейшие вопросы к нему.
Поэтому задача учителя состоит в том, чтобы, идя на уроки, он учитывал индивидуальные психологические особенности учащихся, создал условия восприятия, правильно и выразительно читал текст, использовал как можно больше приемов активизации внимания слушателей, создал в классе такой психологический климат, в котором ребенок может отдавать свою энергию творческим, продуктивным занятиям.
Термин "аудирование" ввел Дон Браун в 1930 году в своей работе. В этой работе Браун утверждал, что "…Процесс аудирования включает в себя слышание, слушание, распознавание устной речи и интерпретирование произносимых символов, привнесение в символы значимости и знаний и осознание невысказанных фактов и предположений"
Основными психическими процессами, которые задействованы при аудировании, являются следующие: память, воображение, восприятие и мышление. Таким образом, активизируя эти особенности психики человека, мы одновременно развиваем их, что и является основополагающим фактором всестороннего развития личности. И, следовательно, можно считать аудирование неотъемлемой частью развивающего обучения.
Как уже было сказано выше, аудирование — составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение таким видом речевой деятельности, как аудирование, позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой диалогической речи. В этом случае аудирование учит культуре речи: слушать собеседника внимательно и всегда дослушивать до конца.
На современном этапе аудирование включено в один из разделов ЕГЭ и является также проверкой уровня подготовленности учащихся.
Таким образом, в процессе работы по своей теме, я поняла, что развитие аудирования, направлено на развитие творческой деятельности способно влиять на психофизиологические особенности детей, а значит, на их интеллектуальную готовность, соответственно, на успешное продолжение образования (математика, чтение, письмо)
мы пришли к выводу что, аудирование (восприятие речи, понимание речи) дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели образовательного процесса. Это не только важное и востребованное речевое умение, но еще и способ приобретения знаний по всем предметам школьного цикла, канал социализации, средство формирования духовного мира человека, приобщения его к ценностям культуры.
Итак, опыт своей работы вижу в определении «Аудирование, как фактор совершенствования педагога и обучающегося.
Данной проблемой занимались известные ученые -психологи и психолингвисты Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев посвящены вопросам психологической природы аудирования, его связи с другими видами речевой деятельности. Изучив их труды, я пришла к выводу, что аудирование (восприятие речи, понимание речи) дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели образовательного процесса.
Развивающие - я работаю в уютном кабинете, использую наглядный и дидактический материал развивающего характера, современные информационно-коммуникативные технологии.
на уроках я использую деятельностный подход, где каждый работает в зоне ближайшего развития
-применяю здоровьесберегающие технологии;
–применяю личностно ориентированные технологии;
Все это позволяет мне и моим ученикам включиться в различные виды деятельности, актуализирующие личностный рост и движение к успеху.
Я поделилась с вами своим опытом работы и вам уважаемые коллеги хочу пожелать: всем конкурсантам победы, в первую очередь - над собой!. Пусть этот конкурс станет одной из ступеней на пути к вершине вашего профессионального мастерства.
© 2015, Осинкина Оксана Валентиновна 499