СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игры на формирование речевого общения:
Узнай по описанию.
Цель: формировать умение ориентироваться на окончание слов при согласовании прилагательного и существительного в роде.
Она круглая, блестящая, как золотая…(луна); оно требуется для игры в песок, оно большое, зеленое…(ведро) и.т.д
Чего не стало?
Цели: формировать умение образовать формы родительного падежа множественного числа существительных. Персонаж предлагает детям поиграть в игру «Чего не стало
Зайка, сделай!
Цель: формировать умение образовывать формы повелительного наклонения глаголов (спой, поскачи, танцуй, положи, нарисуй, поезжай).
К детям приезжает заяц на машине. Вы будете отдавать команды, а заяц выполнять, если высказывание будет сформулировано правильно. Если ребенок ошибается, заяц не двигается, ждет, когда ошибка будет исправлена.
Что изменилось?
Цель: формировать умение употреблять предлоги с пространственным значением (на, между, около).
Сейчас мы проведем игру на внимание. Запомните, какая игрушка где стоит. Закройте глаза. Что изменилось? Что стало с мишкой? (Он стоял на верхней ступеньке слева, а сейчас стоит на средней ступеньке между котом и лягушкой). Таким образом обыгрываются все возможные положения игрушек на лесенке. Игра повторяется 5-6 раз.
Кафетерий.
Цель: познакомить с неизменяемыми словами.У нас открылся кафетерий. Вы можете отдохнуть там и выпить чаю, сока, кофе или какао. Я хотела бы чашечку какао. А вам кофе? Кофе должен быть с молоком или черный? А вам налить чаю? Какой чай вы любите – с молоком или с лимоном? Дети говорят, чего они хотели бы выпить, «пробуют» напитки. Ребята, а вы обратили внимание, что слова кофе и какао не изменяются? Мы говорим: выпить сока, чаю; выпить кофе, какао.
Что для чего? (игры на словообразование).
Цель: формировать умение точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе.
Магазин посуды.
Цель: формировать умение образовывать наименования предметов посуды.
открылся магазин посуды. Чтобы купить посуду, надо точно знать, что они хотят купить: какой это предмет, зачем он нужен. Если предмет будет назван неправильно, продавец не поймет и не продаст нужную вещь. Но сначала надо рассмотреть. какая посуда есть в магазине.
Кто/что делает?
Цель: формировать умение подбирать глаголы к предмету, явлению.
Волк – бегает, выслеживает, ест, охотится,…
Солнце –светит, греет.
Хлеб –кушать, покупать, печь, ломать, резать, брать,.
Мяч – кидать, бросать, отбивать, лопать,…
Шапка – надевать, снимать, стирать, покупать, терять,…
Бывает – не бывает.
Цели: формировать умения воспринимать на слух простые предложения и представлять ситуации, о которых в них говорится, уточнить значения слов.
Незнайка говорит разные небылицы. Дети должны заметить ошибки и объяснить, почему так нельзя говорить.
Незнайка. Собака под дверью мяукает. Собака дом сторожит. Мальчик зимой катается на лыжах. Девочка летом едет по воде на санках. Белка в гнезде птенцов высиживает. Куры во дворе зернышки клюют. Самолет землю пашет.
Речевые ситуации.
Закончи предложение и подбери к нему картинку.
Цели: формировать умение заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении.
Материал: предметные картинки – мяч, рыба, кит, лягушка, косточка, тапочки, карандаш, яйцо, платье, пальто, кофта, книги, газета, ёлка, дом, диван.
Педагог начинает фразу, дети по очереди заканчивают её, выбрав предварительно среди картинок подходящую по содержанию.
- девочка рисует…(ёлку, дом, диван);
- папа читает…(книгу, журнал, газету);
- курица снесла…(яйцо);
- мама стирает…(платье, пальто, кофту)и т.д Какая? Какой? Какое?
Цель: формировать умение подбирать определения к предмету, явлению.
Волк – серый, зубастый, злой, голодный.
Солнце – яркое, лучистое, горячее.
Хлеб – свежий, горячий, вкусный, ржаной.
Мяч – резиновый, круглый, синий, большой.
Шапка – вязаная, теплая, зимняя, белая.
Придумай другое слово.
Цели: углублять знания о лексическом значении слова, формировать умение образовывать новые конструкции с помощью префиксов и суффиксов.
Из одного слова можно сделать другое, похожее. Например, можно сказать «бутылка из-под молока», а можно – «молочная бутылка».
- компот из яблок (яблочный компот);
- варенье из груш (грушевое варенье);
- полка для книг (книжная полка);
- ваза из стекла (стеклянная ваза);
- крыша из соломы (соломенная крыша);
- горка из снега (снежная горка);
- кораблик из бумаги (бумажный кораблик).
Как сказать по-другому?
Цель: формировать умение подбирать синонимы к заданным словам.
Педагог называет словосочетание, а дети заменяют его, одним словом.
Сильный человек (силач), сильный ветер (ураган), трусливый человек (трус), лживый мальчик (лжец), глупый человек (глупец), сильный дождь (ливень).
© 2017, Пожидаева Наталья Николаевна 692