Я люблю школу, люблю учиться сама и помогать учиться детям. Очень люблю урок, люблю блеск детских глаз, радость открытия!
У каждого человека есть своё предначертание, данное ему природой, Богом или обществом, в котором он рождён. Но тогда и прожить каждому дано свою жизнь, свою траекторию. Не может эта траектория быть одинаковой для всех…
Я с детства мечтала стать учителем. Может быть потому, что была «учительским» ребёнком. Передо мной не стояло выбора, куда пойти учиться, я знала, что буду педагогом.
В 1979году, окончив Горьковский государственный университет, приехала жить на Камчатку. И вот уже 35 лет работаю учителем математики в поселке Козыревск в МБОУ СОШ № 6.
У меня были очень хорошие наставники, учителя математики Скосырева Серафима Михайловна, Исайкина Надежда Степановна. Я училась у них методике преподавания предмета, взаимоотношениям с учениками и их родителями и многому другому. Но наступил такой момент, когда мне захотелось попробовать внедрять свои мысли, идеи, творить на уроках.
Ни для кого не секрет, что мотивация детей к учёбе очень низкая. Как повысить мотивацию, качество обучения, активность учащихся? Это один из основных вопросов, которые я перед собой ставлю.
Информационный взрыв, произошедший повсеместно, помог осознать недостаточность любого объёма знаний для успешной самореализации человека в жизни. Сегодня приоритет развития «способностей к самоопределению личности, создание условий для её самореализации» не только социально значим, но и научно обоснован. Метод обучения, который мы, учителя, используем в повседневной практике – объяснение нового материала учителем - не всегда эффективен. Вот что сказал по этому поводу ещё в 1868 году известный русский педагог А.Н. Страннолюбский: «Доведённая до совершенства научная система, пленяя собою учителей, целиком переносится ими в школу, и здесь – то сказывается её несоответствие с действительным ходом детского ума и с нормальным способом приобретения им познаний. Педагоги как будто забыли, что прошли целые тысячелетия, прежде чем явилась эта великолепная научная система; что для составления и выработки её потребны были усилия многих величайших умов, мало – помалу обобщавших и связывавших между собой результаты, добытые ими то из наблюдения, то из сопоставления и комбинаций. Вся эта работа тщательно скрывается от учеников. Их подводят с закрытыми глазами к великолепному зданию и внезапно огорашивают совершенно неожиданным и непонятным для них зрелищем. В порождаемом этим приёмом тупом недоумении ученики и остаются до окончания курса наук». Научиться любой деятельности можно, лишь выполняя её самостоятельно. Только в результате деятельности самого ребёнка происходит овладение им знаниями, умениями, навыками.
Каждый ученик – индивидуальность. У всех детей разные способности, интересы, возможности. И мне, учителю, в рамках урока нужно помочь каждому из учеников реализовать свой потенциал, т. е. поставить и достичь своих учебных целей, проявить и развить личностные смыслы обучения. Всё это невероятно трудно и почти невозможно в рамках общего для всех урока. Однако многое из этого возможно на обычных уроках.
На своих уроках я использую методы и приёмы личностно – ориентированного обучения. Нельзя сказать, что все мои уроки носят такой характер. Но я ищу, пытаюсь, действую.
Почему же я остановила свой выбор именно на нём? Меня привлекло то, что в основе личностно – ориентированного обучения лежит личностно-ориентированный подход.
Он предполагает следующее:
- сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка;
- предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем
ему темпе;
- обязательную успешность в деятельности;
- предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения;
- создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка;
- демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.
Данный подход призван обеспечить полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственного восприятия и ориентирование в математическом языке.
Уроки можно строить таким образом, что конкретные математические знания являются базой для организации исследовательской интеллектуальной деятельности, что позволяет осуществить развивающую функцию в обучении математике как поисковом процессе. Говоря по-другому, обучение построено на процессе самостоятельной работы учащегося, а мне - учителю отводится роль организатора, координатора деятельности. Взаимодействие учителя и ученика можно назвать сотворчеством участников педагогического процесса.
Деятельность учителя опосредовано входит в состав учебной деятельности учащихся и ее результаты содержатся в результатах деятельности ребенка. При этом ребенок старается найти способ решения проблемы, т.е. внешний результат, а учитель стремится к внутренним изменениям ребенка – формирует, развивает навык исследовательской деятельности.
На своих уроках я использую развивающие формы деятельности, ставлю проблемы, использую проектную деятельность, эвристические беседы, межпредметные связи, ставлю исследовательские задачи. Интересным получился урок в 10 классе по теме: «Красота в математике». Это был урок – семинар, с использованием мультимедиа, к которому дети очень хорошо подготовились, выполнив презентации и написав рефераты.
Применение модульных уроков, особенно в старших классах позволяет учащимся учиться самостоятельно добывать знания, учит ставить перед собой цели, работать в определённом ритме, выбирать ближайшую зону развития. Как правило, дети на уроках активны, сосредоточены.
В младших классах среднего звена люблю использовать задания творческого характера: сочинения, задания на составление задач «Треугольник», «Чем мне понравился первый урок геометрии», «Сказка об отрицательных числах», «Придумай задачу по теме Движение». Игры, кроссворды тоже присутствуют на моих уроках.
При работе по данной технологии возникают определённые трудности. Нужно так подготовить урок, чтобы задействовать все качества ребёнка: органы чувств (тела). Эмоции (души) и мышления (разума). Наиболее сложно детям даётся целеполагание. Чего он хочет достичь на уроке сам? А так же рефлексия. Ключ к себе. Эмоциональное состояние души. Ребёнок может сказать, что он понял или чего он не понял на уроке, но ему сложно ответить на вопрос: «Какие действия он выполнял, какие мыслительные процессы при этом происходили?».
В рефлексии дети часто пишут, что им нравятся именно те уроки, на которых они выступали докладчиками, вели сами уроки, выступали с защитой рефератов, проводили исследования…Когда школьники спрашивают: «Зачем учить математику, решать трудные задачи?» хочется ответить словами Ломоносова: «Математику учить надо хотя бы за то, что она ум в порядок приводит».
Другими словами: «Затем, что в глубине души у каждого человека живёт тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем самым, возможно, повлиять на действительность. Математика даёт нам такую возможность: через творчество как рефлексию внутрь себя и в собственный опыт выйти на самоопределение личности, своего внутреннего «я».