СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Преподаватель музыки первой квалификационной категории. МБОУ СОШ№5 г. Моздок РСО – Алания.
«…учитель музыки должен быть музыкально образованным педагогом.
Он должен любить музыку, как живое искусство, ему самому
приносящую радость, он должен относиться к музыке с волнением,
никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому,
что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен»
Кабалевский Д.Б.
Профессия «учитель» - одна из немногих, за названием которой не только должностные обязанности, но и глубокий философский смысл. Велик спектр понимания роли педагога: от распространителя ранее накопленных знаний до творца человеческих душ.
Чтобы затронуть каждую составляющую этой темы понадобится немало времени. Мне же хочется остановиться на наиболее значимых аспектах этой темы.
Философия современной музыкальной педагогики многогранна, во многом проблематична, вызывает жаркие полемики. Что же должен уметь педагог? Каким ему следует быть? Повторю вслед за Г. Нейгаузом: он должен быть учителем музыки, то есть её «разъяснителем и толкователем».
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика. Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
А ещё учитель должен быть, по выражению А. Казеллы, «учителем жизни», которому доверено воспитание формирующейся личности. Только в триединстве этих ипостасей деятельность педагога-музыканта бывает по-настоящему плодотворной.
Каждая мать верит в то, что её ребёнок талантлив. Задача педагога разбудить этот талант, для чего надо неустанно побуждать мыслить, анализировать, творить и приходить к самостоятельным выводам. Сложность нашего труда заключается в том, чтобы найти этот путь к любому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом.
Самое главное для меня – это помочь ребёнку осознать себя личностью, пробудить потребность в познании себя, воспитать чувство человеческого достоинства, составляющая которого – осознание ответственности за свои поступки перед собой и обществом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости, терпения, умения придти на помощь зависят успехи его воспитанников на трудном пути познания.
В наши дни уже стало ясно, что учить по-старому нельзя. Новый подход к обучению пробивает себе дорогу. Одним из важнейших аспектов такого подхода является поиск таких форм и методов работы, которые позволяют не только вкладывать в головы учащихся знания, но и пробуждать интерес к предмету, организовать деятельность ребёнка по добыче знаний. Основы и проблематика такого обучения должны быть отражены в программах, отвечающих новым требованиям современной школы.
В своей педагогической работе я опираюсь на методику, которая сочетает в себе принципы комплексного музыкального воспитания и интенсивного творческого развития. Эта методика и определила моё педагогическое кредо, так как она применима к учащимся разной степени одарённости, разница лишь в том, что одни из них в итоге могут стать музыкантами-любителями и компетентными слушателями музыки.
Вся моя педагогическая деятельность строится на пяти китах:
1. Профессионализм
2. Постоянное самосовершенствование: развиваемся мы - развиваются наши дети!
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку
4. Активное творческое начало в любом виде деятельности
5. Любовь к детям - не просто слова - это терпение, помощь, уважение маленького человека!
В моей методике нашли отражение достижения прогрессивной музыкальной педагогики 20 века и креативный подход к современным детям. В России ещё в 20-е годы двадцатого века Борис Владимирович Асафьев и Болеслав Леопольдович Яворский заложили основы музыкального воспитания, неотъемлемой частью которого явилось детское творчество как путь к наиболее естественному овладению музыкальной речью.
Комплексность методики обеспечивает разностороннее гармоничное развитие ребёнка, охватывая все направления обучения: исполнительство, теорию, творчество. Причем, фундаментом этих направлений является слуховое восприятие.
Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией успеха. Цели достигнет педагог, убеждённый в правильности избранного пути, ощущающий радость от общения с учеником, умеющий найти к нему индивидуальный подход. Очень много зависит от эмоциональной атмосферы, царящей на уроке. Ребёнка надо больше хвалить, малейший успех должен быть отмечен. Огромную роль играет моральный облик педагога. Учить искусству – это не механическое дело. Музыка тесно связана со всеми душевными переживаниями человека, в ней поневоле сказывается его духовный мир. В обучении музыке есть элементы воспитания человека, а воспитывать другого можно, только воспитывая самого себя.
Еще в детстве, посещая музыкальную школу по классу скрипки, я понимала, что хочу быть учителем. Я была влюблена в своего классного руководителя – Светлану Семеновну Меркулову, что наверное, также сыграло огромную роль в выборе профессии.
1989 год. Я, как сосуд, до краев наполненный полученными знаниями, стою перед учениками. Мне не терпелось начать свой первый урок. Я думала, что чем больше расскажу и покажу на уроке, тем лучше будут знать мой предмет дети. Но постепенно убеждалась, что это только иллюзии. Оказалось, что ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться. Теперь-то, проработав в коле 24 года,я точно знаю, что нужно увлечь, любыми способами заинтересовать. Человеческая жизнь – это непрерывная учеба. Младенец - первый ученик: глядя на улыбку мамы, учится улыбаться, затем учится ходить, говорить, есть. Окружающие - это его первые учителя. Потом их будет много: родные, друзья, соседи, случайные попутчики, книги, но неизменно в душу каждого человека войдет школьный учитель. Так было и со мной.
Я считаю, что педагогика должна быть, прежде всего, позитивной и радостной, творческой и ищущей новые формы и способы.
Подводя итог ещё раз хочется остановиться на том, что наблюдательность, умение убеждать, уважение к мнению ученика, пусть иногда ошибочному, гибкость педагога становятся ведущими профессиональными качествами и основами любого творчества.
Достижению всех этих целей способствует ежедневная, кропотливая работа учителя. Возможно, конечный результат мы увидим гораздо позже, когда наши ученики вырастут и станут хорошими порядочными людьми. Приходя в школу, дети ждут от нас, учителей, душевной щедрости, мудрости, и мы не вправе обманывать их в этих ожиданиях. Доброжелательная улыбка, понятные замечания, не вызывающие обиды, тонкий диалог – всё это способствует созданию положительных эмоций и результативности урока. За время своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что вести себя нужно так, чтобы ребёнок был уверен, что педагог его уважает, понимает и любит. Каждый малыш просто талант, такие все непосредственные и удивительные. А как глаза у них горят, когда творят. Мне очень хочется заниматься с ними побольше, чтоб этот огонек в душе горел как лампадка.
По-настоящему учитель открыт только детям. Их оценка моей работы – самое главное, она важнее любых авторитетных мнений. Но самая большая награда – увидеть в ребёнке семена любви и доброты, которые дали всходы. Как научить и воспитать ребёнка? Его надо просто любить!
© 2015, Казакова Светлана Владимировна 2603