СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Может ли не быть "способности к языку"?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я часто слышу от студентов: "Ну нет у меня способностей к языку, не могу я с этим ничего сделать!". Или от родителей: "Он у нас к языкам не способный, нам бы только оценки подтянуть". И наоборот: "Вы знаете, у моего ребёнка очень хорошо язык идёт, мы хотим заниматься сверх школьной программы".

Что это за "(не)способность к языкам" и существует ли она на самом деле? Попытаюсь ответить на этот вопрос за три шага.

1) Учёные до сих пор не могут прийти к однозначному ответу на вопрос о том, как и когда появился язык, но практически все с уверенностью отвечают на вопрос "зачем?" - для обмена информацией между людьми. Коммуникация - основная функция любого естественного языка, т.е. он нужен нам в первую очередь для общения. С этой точки зрения неспособных к языкам людей нет. Даже те, кто физически не может говорить или писать, слышать или воспринимать информацию из письменного текста, всё равно имеют каналы обмена информацией, которые так или иначе обслуживаются языком. Ещё одна важнейшая функция языка - познавательная, именно язык позволяет нам изучать окружающий мир, осваивать науки и познавать себя. Повторюсь, если мы говорим о языке в этом ключе, то к нему способны все люди. В противном случае, индивид живёт овощем - его знания о мире равны нулю, он не способен воспринимать какую-либо информацию ни по одному из каналов. Это нежизнеспособный человек, и, к счастью, я никогда таких в реальной жизни не видела. Это не значит, что их нет, но как раз ни от них, ни от их близких вы не услышите фразу про отсутствие способности к языку.

2) Теперь давайте посмотрим на этот же вопрос с другой стороны, чаще всего именно это имеют в виду люди, когда ставят на себе или своём ребёнке крест "неспособности к языкам" - они ставят знак равенства между языком и дисциплинами с названием "какой-нибудь язык". Я думаю, многим знакома ситуация, когда одни предметы становятся любимыми, а другие - вызывают лишь отвращение и непонимание. И если школьник не любит уроки иностранного языка, то не спешите делать вывод, что он к нему не способен. Возможно, проблема в личной неприязни к учителю, плохих учебниках, страхе экзамена, давлении со стороны родителей, отсутствии ситуации успеха и далее до бесконечности. Я, например, ненавидела английский в первом классе только потому, что этот урок стоял в расписании первым в понедельник - самое неподходящее мне время для восприятия новой информации. Позже за этим потянулись проблемы с успеваемостью, из-за которых меня невзлюбила педагог и начала жаловаться моим родителям, которые начали промывать мне мозги. Чувствуете, как растёт этот ком? Но к способностям или их отсутствию это всё не имеет никакого отношения. Освоить школьную программу на пороговом уровне может любой человек с нормальным развитием - просто кому-то нужно затратить на это больше сил и времени.

3) А вот теперь мы подошли к тому, что я действительно готова признать способностью к языку. Даже не способностью, а талантом или одарённостью. Это невероятное чувство языка, умение выбирать слова в зависимости от оттенков их значений, интуитивное осознание того, что у языка гораздо больше функций, чем просто обмен информацией. Люди, наделённые таким даром, могут стать успешными лингвистами, переводчиками, журналистами, писателями, психологами, политиками, бизнесменами, ведущими, блогерами, рекламщиками и коучами. У меня сейчас есть две юные клиентки с такими задатками - я просто восхищаюсь, когда они на лету ловят те тонкости языка, которые я осознала только после нескольких лет преподавания (хотя учу английский более 20 лет).

Как ни крути, без владения языком в современном мире очень сложно. И я сейчас даже не об английском, а любом языке, в том числе невербальном. Всё больше людей это понимает и вкладывает деньги в ораторские курсы, прокачивают свои коммуникативные навыки, интересуется психолингвистикой, и с ними нужно как-то конкурировать. Поэтому, когда вы в очередной раз захотите сказать, что у вас нет способности к языку, вспомните, о чём я рассказывала в первом пункте. Разве вы такой "овощ"?

20.06.2019 09:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП