СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые ошибки, регулярно совершаемые при проведении "мозгового штурма":

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ошибка N 1: смешение МШ и традиционного рабочего совещания, проведение МШ в стиле "шел шестой час утренней пятиминутки".

Часто процедуру "мозгового штурма" представляют примерно так: собрались менеджеры, посидели пару часов в свободной обстановке, поговорили на заданную тему, посмеялись и выписали на доску 3 идеи.

Ошибка N 2: смешение простых и сложных задач, попытка начать МШ сложной задачи, не раздробив её предварительно на более простые подзадачи.

Творческие задачи бывают очень разных уровней сложности (по классификации творческих задач создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Условно говоря, задача 1-го уровня сложности - придумать рекламный слоган для небольшого магазинчика. Другое дело – разработать сценарий избирательной кампании депутата Госдумы. Эта задача явно распадается на множество подзадач: "Как найти спонсоров?", "Как организовать работу агитаторов?", "Как пресечь попытки оппонента, поддерживаемого местной администрацией, сфальсифицировать результаты голосования?" и т.п. Если же эту проблему попытаться штурмовать в формулировке "Как победить на выборах", то и получится в результате что-нибудь вроде "устроить государственный переворот". МШ более эффективен при решении простых задач "в один-два хода". Решение более сложной задачи данным методом возможно только при условии очень сильного дробления на подзадачи. Вместе с тем, понятно, что в таком случае затраты времени на проведение штурма значительно возрастают.

Ошибка N 3: отсутствие разогрева штурмующих, "подводки" к МШ.

Для начала штурма недостаточно бодрого возгласа ведущего "Ну, давайте штурмовать, смелее выдавайте Ваши неожиданные идеи!". Чтобы обсуждение "завелось", необходима соответствующая обстановка, разминка, разогрев, "психологическое выравнивание" участников. Для этого в начале вбрасывается некая нейтральная, простая тема (не относящаяся к основной).

Ошибка N 4: "давайте дадим всем высказаться".

В ряде источников говорится о том, что перед штурмом необходимо выработать строгий регламент и придерживаться его в течение всей процедуры. То есть участники должны высказываться по очереди, по кругу, передавая слово друг другу, процессом должен руководить ведущий, вызывая участников по именам. Но МШ проводится не в целях получения мнения каждого из участников (это как раз совещание), задача штурма – как можно больше необычных, оригинальных идей. Как правило, признак того, что МШ "зажёгся" - люди начинают выкрикивать идеи, часто перебивая друг друга. Призыв здесь выступать согласно регламенту или должностям - погубит МШ на корню.

Ошибка N 5: попытка вести протокол МШ "на бумажке" или на доске.

Наивно думать, что выкрики штурмующих кто-то успеет записать – ассистент или сам ведущий, который при этом еще и комментирует каждую идею. Попробуйте вести протокол, когда десять человек начинают одновременно кричать. Это практически невозможно! Поэтому запись "от руки" исключена, здесь поможет только диктофон, либо видеосъемка всей процедуры.

Ошибка N 6: отсутствие "запасных ходов" ведущего и его ассистентов.

У ведущего должны быть свои приемы "зажечь" МШ вновь, если он начинает тухнуть или идеи штурмующих ходят по кругу. Как правило, для этого ведущим или его ассистентами вбрасывается некая провоцирующая, боковая идея или используются т.н. "провокаторы" (это кто-то из участников штурма). Возможны иные варианты запасных ходов. Важно, чтобы они были.

Ошибка N 7: забыть "выключить" обсуждение - в том числе и удачное.

"Мозговой штурм" нужно уметь закрыть. Некоторые люди, которые участвуют в МШ впервые, испытывают острый эффект по принципу: "Штирлиц подумал. И это ему понравилось.". Иногда человек не может сам остановиться, даже после формального окончания, поэтому необходимо его грамотно вывести их из состояния "творческого экстаза" и тем самым "выключить" из штурма.

Ошибка N 8: неряшливый, несистемный анализ.

Очень важно уметь анализировать и дожимать идеи на стадии анализа, после состоявшегося МШ. При этом очень важно еще и оценить осуществимость каждой идеи.

Ошибка N 9: неэффективность обучения МШ по существующим литературным источникам.

Подобно тому, как нельзя обучить игре на рояле по телевизору, лучше всего обучать МШ вживую, а не по литературным источникам. К сожалению, в литературе отсутствует полноценное методическое описание технологии "мозгового штурма", которое позволяло бы обычному человеку по литературному источнику провести МШ для решения нестандартных, творческих задач.

Кому и когда это нужно

Методом "мозгового штурма" можно рассматривать любую проблему. Этот метод можно использовать на любой стадии решения творческих и нестандартных задач, в том числе и вначале, когда сама проблема еще окончательно не определена.

Рекомендуемая книга

Можно рекомендовать книгу Дж. К. Джонса "Методы проектирования" (М.: Мир, 1986).

Категория: Всем учителям
26.10.2015 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП