СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Часто говорят, что цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется.
Математика – это наука о числах и количествах, о структурах, порядках и отношениях, что в нее входят арифметика и алгебра, геометрия и тригонометрия, и т.д. Математика в отличие от естественных наук, изучает не явления природы, а логические построения, поэтому эксперименты в математике являются не испытанием природы, а испытанием гипотез в условиях логики. Счет стал началом математики. Люди с математикой сталкивались с давних времен. Например, чтобы определить, кто богаче? Или у кого больше скота? Родоначальниками математики признаны греки (6–4 вв. до н.э.). Математика делилась на арифметику и логистику. В Средние века (около 400–1100) уровень математического знания не поднимался выше арифметики, но важным разделом математики в тот период считалась астрология. В Западной Европе в 16 веке были введены в обращение десятичные дроби и правила арифметических действий с ними. В начале 19 века математиков продолжала занимать основная задача алгебры – поиск общего решения алгебраических уравнений.
Ни один математик сегодня не может надеяться знать больше того, что происходит в очень маленьком уголке науки.
О математике
Математику часто называют «царицей наук». Правильнее было бы назвать математику языком науки. Наука, то есть объективное знание о действительности, – и для обыденного сознания и по мнению научного сообщества – в той мере является наукой, в какой в ней присутствует математика, то есть в какой степени она математически формализована. «Всё, что превышает геометрию, превышает нас» - сказал Паскаль. «Выше» математики знания для нас нет, математика есть основание и предел научного знания для современного человека. (Поэтому, например, физика считается наиболее фундаментальной наукой, ибо она наиболее математизирована.) Вообще, идеал научного знания – полная его математизация, сведение мира к формулам, к уравнениям, то есть – к числу. Это то самое стремление, которое воодушевляло Пифагора, легендарного прародителя математической «страсти» дерзкого и всепроникающего европейского разума; этого чародея и мага чисел, для которого любовь к мудрости была любовью к математике. Ведь «математика» по гречески и значит – «мудрость, знание, наука» - mathema. В умах европейцев понятия «наука» и «математика» слились воедино. «Книга природы написана на языке математики» - этой фразой Галилея началась современная европейская наука. Наука должна эту книгу прочесть, но чтобы прочесть книгу, надо научиться языку, хотя бы азам его. Так классическая светская европейская система образования с момента своего становления в XVII веке (её основоположник Ян Амос Коменский был младшим современником Галилея) основалась и стоит на двух китах – математики и гуманитарного знания, воспитывая и образовывая рационально мыслящую и социально полноценную личность.
Математика не просто формирует навыки абстрактного мышления – отличительный признак человека как разумного существа, математика воспитывает мышление, она не просто учит мыслить, она учит жить в мысли, учит жить мыслью, учит любить мысль. А мысль математическая – это не сухая скучная формула, нет, это - красота, вдохновение, восторг. «Математика – это полёт!» - воскликнул Валерий Чкалов. Полёт свободной мысли, свободного разума свободного человека. Свободный человек, разумно мыслящий человек – это и есть социально полноценная личность.
Над входом в Академию Платона было начертано: «Да не переступит через этот порог нога того, кто не знает геометрии». Через две с половиной тысячи лет этот девиз великого философа можно бы переформулировать так: «Да не выйдет за порог школы тот, кто не знает математики».
© 2019, Самохвалова Елена Витальевна 331