СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О воспитании на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни общества. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.

Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлека­тельна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведет учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности, помогая учи­телю, т. е. обучая самого себя.

Цель воспитания и сам процесс должны быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это воспри­нимается им всегда как насилие над собой.

Обучение всегда обращено к сознанию, а воспитание к подсозна­нию, к внутренним установкам. Оно должно будить собственную, духов­ную работу сердца воспитанника, готовя необходимые внутренние усло­вия, психическую почву для рождения нужных чувств и отношений. Ска­жем, сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть - «трудолюбивыми», все будет тщетно, если то или иное занятие не будет порождать в ребенке удовольствия от него. Внутреннее удовольствие, на­слаждение, радость - вот те побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.

Поэтому воспитание в качестве самого общего определения есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т. е. культивирование в ребенке желания «быть хорошим».

Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, а лишь ощущаемый сердцем учителя процесс духовного взаимодейст­вия воспитателя и воспитанника с непредсказуемым и предопределенным результатом, а лишь генерирующим в ребенке стремление сделать то, что хотелось бы педагогу. Воспитывать не может человек безнравствен­ный, бесчестный, безответственный, недобрый. Ибо воспи­тание есть в огромной мере передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни» где "работают» механизмы подражания, внушения, заражения.

Словом, не может воспитывать педагог, которого дети не любят, кому не хотят подражать, образу жизни которого тайно или явно не зави­дуют. "Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я стараюсь строить систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии и биологии с жизнью человека и с прикладными умениями и навыками. В этом я вижу взаимосвязь процессов воспитания и образования. Поэтому к каждому уроку я подбираю материал, который заинтересует ребят. Это может быть просто интересная информация (факты из жизни животных, растений, информация об открытии каких-либо веществ, процессов, факты из жизни ученых и др.), а также это могут быть интересные задания (лабораторный опыт, проблемная задача, ситуации, викторины, игры и др.).

Приведу примеры некоторых заданий и интересных фактов, которые я использую при постановке какой-то определенной воспитательной цели урока.

Воспитание здорового образа жизни. При изучении темы по химии 10 класса «Одноатомные спирты» особое внимание уделяю вопросу о вреде алкоголя, на формирующийся организм подростка, рассматривается его негативное влияние на развитие умственных, физических и физиологических способностей подрастающего организма, о негативном влиянии на формирование психических и эмоциональных способностей человека.

Решаем задач на уроках химии связанных со здоровьем человека. Например, тема «Массовая доля» химия 8 класс: При отравлении лекарственными средствами или ядовитыми растениями (грибами) желудок следует промыть 0,1%- ным раствором перманганата калия (марганцовки). Сколько воды и перманганата калия необходимо взять для приготовления 150г такого раствора?

или, например, задача в теме «Относительная молекулярная масса» При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислить относительную молекулярную массу этого вещества.

При изучении таких тем общей биологии как «Вирусы» рассматриваются в качестве наглядных примеров вопросы, связанные с наиболее опасными болезнями человека, вызванные той или иной вирусной инфекцией. Например, грипп, оспа, ВИЧ инфицирование с последующим развитием СПИДа. Говорится о возможных путях заражения и о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать человеку.

При изучении тем в биологии 8 класса выполняется ряд практических работ, направленных на исследование состояния своего организма. Например, подсчет пульса в спокойном состоянии и при нагрузке; определение правильная ли у вас осанка; составление меню школьника; расчет массы тела в норме с учетом возраста, роста, половой принадлежности и др.

Экологическое воспитание. Задача на урок химии в 9 классе, при изучении темы «Соединения серы». Ежегодно в атмосферу выделяется около 150 млн. т. оксида серы(IV). Сколько тонн серной кислоты теоретически можно получить из этого количества оксида серы(IV).

Использую в своей работе технологию проблемного обучения. Например, при изучении темы «Соединения щелочноземельных металлов» учащимся предлагается следующая проблемная ситуация. Одна из серьезных проблем животноводства – очистка воздуха в животноводческих помещениях, который загрязняется углекислым газом, аммиаком, сероводородом. Это снижает продуктивность животных и влияет на здоровье животноводов. В агрессивной атмосфере электрические вентиляторы быстро выходят из строя, система естественной вентиляции недостаточно эффективна и приводит к возникновению сквозняков. Поэтому необходимо очищать воздух животноводческих помещений и другими вспомогательными средствами. Предложите решить данную проблему на основе свойств соединений кальция.

На уроках биологии говорим о том, что не существует вредных или полезных животных, растений. О том, что все в природе взаимосвязано. Например, выполняем задания по составлению пищевых цепей и учимся предсказывать, а что произойдет при исчезновении одного из звеньев в данной цепи питания.

Воспитание интереса к предметам химия и биология. Использую следующие задания и интересные факты. На уроке химии 10 класс - Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара; этому способствует наличие в них прекрасного консерванта - бензойной кислоты, которая является продуктом окисления метилбензола (толуола). Составить реакцию получения бензойной кислоты из метилбензола.

На уроке химии 8 класса - Красный цвет мухомора обусловлен красящим веществом мускаруфином. Определите формулу этого вещества, если массовые доли элементов в нем составляют: 65,22% (С), 3,48% (Н), 31,31% (О).

На уроке биологии 7 класса - Скорпионы очень выносливые животные. К примеру, императорский скорпион остаётся живым после двух суток на дне банки с водой, остаётся жить после замораживания, невосприимчив к самым опасным вирусам и бактериям. Это ночные хищники, могут голодать 1,5 года. Скорпион является самым выносливым существом к радиации, он выдерживает дозу облучения, которая в 130 раз превышает смертельную для человека.

Результативностью такого обучения и воспитания считаю, например, то, что ребята начинают самостоятельно искать интересные факты, готовить на урок сообщения, рисунки, презентации. Предлагаю несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:

- Я не источник знаний на уроке – я организатор, координатор и помощник ребят;

- Ребёнок должен знать, зачем ему это? т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;

- Исключить из своего лексикона слова ошибочный ответ; неправильно; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь к детям, предлагать обсудить: а как вы думаете…; Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;

- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.

- На каждом уроке учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.

- Самое главное – эмоциональный настрой. Необходимо уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.

- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа

01.11.2018 20:20


Рекомендуем курсы ПК и ПП