СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание - это процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни общества. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства.
Цель обучения всегда открыта и должна быть понятна, привлекательна, значима для обучающегося. Он должен знать, понимать, куда его ведет учитель, что от него требуется, и сознательно участвовать в этом процессе - быть субъектом учебной деятельности, помогая учителю, т. е. обучая самого себя.
Цель воспитания и сам процесс должны быть максимально скрыты от воспитанника. Ребенок не хочет быть воспитуемым. Это воспринимается им всегда как насилие над собой.
Обучение всегда обращено к сознанию, а воспитание к подсознанию, к внутренним установкам. Оно должно будить собственную, духовную работу сердца воспитанника, готовя необходимые внутренние условия, психическую почву для рождения нужных чувств и отношений. Скажем, сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть - «трудолюбивыми», все будет тщетно, если то или иное занятие не будет порождать в ребенке удовольствия от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот те побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.
Поэтому воспитание в качестве самого общего определения есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т. е. культивирование в ребенке желания «быть хорошим».
Это сложнейший, тончайший, невидимый постороннему глазу, а лишь ощущаемый сердцем учителя процесс духовного взаимодействия воспитателя и воспитанника с непредсказуемым и предопределенным результатом, а лишь генерирующим в ребенке стремление сделать то, что хотелось бы педагогу. Воспитывать не может человек безнравственный, бесчестный, безответственный, недобрый. Ибо воспитание есть в огромной мере передача воспитаннику воспитателем самого себя, собственных ценностей и отношений, своего «образа жизни» где "работают» механизмы подражания, внушения, заражения.
Словом, не может воспитывать педагог, которого дети не любят, кому не хотят подражать, образу жизни которого тайно или явно не завидуют. "Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание учителя к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я стараюсь строить систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии и биологии с жизнью человека и с прикладными умениями и навыками. В этом я вижу взаимосвязь процессов воспитания и образования. Поэтому к каждому уроку я подбираю материал, который заинтересует ребят. Это может быть просто интересная информация (факты из жизни животных, растений, информация об открытии каких-либо веществ, процессов, факты из жизни ученых и др.), а также это могут быть интересные задания (лабораторный опыт, проблемная задача, ситуации, викторины, игры и др.).
Приведу примеры некоторых заданий и интересных фактов, которые я использую при постановке какой-то определенной воспитательной цели урока.
Воспитание здорового образа жизни. При изучении темы по химии 10 класса «Одноатомные спирты» особое внимание уделяю вопросу о вреде алкоголя, на формирующийся организм подростка, рассматривается его негативное влияние на развитие умственных, физических и физиологических способностей подрастающего организма, о негативном влиянии на формирование психических и эмоциональных способностей человека.
Решаем задач на уроках химии связанных со здоровьем человека. Например, тема «Массовая доля» химия 8 класс: При отравлении лекарственными средствами или ядовитыми растениями (грибами) желудок следует промыть 0,1%- ным раствором перманганата калия (марганцовки). Сколько воды и перманганата калия необходимо взять для приготовления 150г такого раствора?
или, например, задача в теме «Относительная молекулярная масса» При неполном сгорании топлива и других веществ, в частности табака, образуется угарный газ СО, вызывающий кислородное голодание, блокируя гемоглобин крови. Вычислить относительную молекулярную массу этого вещества.
При изучении таких тем общей биологии как «Вирусы» рассматриваются в качестве наглядных примеров вопросы, связанные с наиболее опасными болезнями человека, вызванные той или иной вирусной инфекцией. Например, грипп, оспа, ВИЧ инфицирование с последующим развитием СПИДа. Говорится о возможных путях заражения и о мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать человеку.
При изучении тем в биологии 8 класса выполняется ряд практических работ, направленных на исследование состояния своего организма. Например, подсчет пульса в спокойном состоянии и при нагрузке; определение правильная ли у вас осанка; составление меню школьника; расчет массы тела в норме с учетом возраста, роста, половой принадлежности и др.
Экологическое воспитание. Задача на урок химии в 9 классе, при изучении темы «Соединения серы». Ежегодно в атмосферу выделяется около 150 млн. т. оксида серы(IV). Сколько тонн серной кислоты теоретически можно получить из этого количества оксида серы(IV).
Использую в своей работе технологию проблемного обучения. Например, при изучении темы «Соединения щелочноземельных металлов» учащимся предлагается следующая проблемная ситуация. Одна из серьезных проблем животноводства – очистка воздуха в животноводческих помещениях, который загрязняется углекислым газом, аммиаком, сероводородом. Это снижает продуктивность животных и влияет на здоровье животноводов. В агрессивной атмосфере электрические вентиляторы быстро выходят из строя, система естественной вентиляции недостаточно эффективна и приводит к возникновению сквозняков. Поэтому необходимо очищать воздух животноводческих помещений и другими вспомогательными средствами. Предложите решить данную проблему на основе свойств соединений кальция.
На уроках биологии говорим о том, что не существует вредных или полезных животных, растений. О том, что все в природе взаимосвязано. Например, выполняем задания по составлению пищевых цепей и учимся предсказывать, а что произойдет при исчезновении одного из звеньев в данной цепи питания.
Воспитание интереса к предметам химия и биология. Использую следующие задания и интересные факты. На уроке химии 10 класс - Клюква и брусника могут длительное время храниться в свежем виде без сахара; этому способствует наличие в них прекрасного консерванта - бензойной кислоты, которая является продуктом окисления метилбензола (толуола). Составить реакцию получения бензойной кислоты из метилбензола.
На уроке химии 8 класса - Красный цвет мухомора обусловлен красящим веществом мускаруфином. Определите формулу этого вещества, если массовые доли элементов в нем составляют: 65,22% (С), 3,48% (Н), 31,31% (О).
На уроке биологии 7 класса - Скорпионы очень выносливые животные. К примеру, императорский скорпион остаётся живым после двух суток на дне банки с водой, остаётся жить после замораживания, невосприимчив к самым опасным вирусам и бактериям. Это ночные хищники, могут голодать 1,5 года. Скорпион является самым выносливым существом к радиации, он выдерживает дозу облучения, которая в 130 раз превышает смертельную для человека.
Результативностью такого обучения и воспитания считаю, например, то, что ребята начинают самостоятельно искать интересные факты, готовить на урок сообщения, рисунки, презентации. Предлагаю несколько правил на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор, координатор и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это? т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключить из своего лексикона слова ошибочный ответ; неправильно; и т.д. Вместо этого, постоянно обращаясь к детям, предлагать обсудить: а как вы думаете…; Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…;
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её.
- Самое главное – эмоциональный настрой. Необходимо уметь управлять своими эмоциями и учить этому детей.
- Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребёнка он не оставил следа
© 2018, Степанова Светлана Анатольевна 395