СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Об отметках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часто ли вы слышите от учеников, своих детей, студентов: «Я так старался, а получил всего лишь 3»? Или «Зачем что-то учить, все равно МарьВанна тройку влепит, она всегда мне ставит тройки»

Оценка становится своеобразным коротким поводком, чтобы держать дисциплину: «Ну-ка затихли, а то двойки всем поставлю и не дам исправить!». «Ты хорошо ответил, но много болтал на уроке, ставлю тебе 4, а не 5». Объективно ли это?

А для некоторых родителей оценки становятся показателем всех качеств ребенка. Отличник – хороший ребенок. Не отличник – ты мне не сын!

Так нужны ли нам оценки? Попробую ответить на этот вопрос.

В Законе об образовании от 1992 года сказано, что «Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации учащихся…»

Обратимся к опыту. Лицей «Ковчег XXI века» в Московской области отказался от оценок с 1 по 8 класс включительно. Лицей использует двоичную систему фиксации уровня знаний учеников: «да, справился с заданием» и «нет, попробуй еще раз». Задания бывают 3, а то и 4 уровней сложности. В привычных нам терминах: 1 звездочка – репродуктивное задание (выполни по образцу, перескажи, напиши конспект); 2 звездочки задания для отработки практических навыков; 3 звездочки – проектная деятельность, решение нестандартных задач, творческие задания, требующие иметь полное представление об изучаемом предмете. Иногда и 4 звездочки встречаются – это задания олимпиадного уровня. В начале изучения темы учитель знакомит учеников с Маршрутным листом – в нем перечислены все задания по теме и уровень сложности. Напротив каждого задания ставится отметка «да» или «нет».

Даже самый слабый ученик захочет, чтобы в его листке стояло больше отметок «да», чем «нет». Начиная с одной звезды, он почувствует в себе силы сделать задание двухзвездочное, а потом – и трёх. При этом неудача не будет расцениваться как нечто ужасное, за что учитель обязательно влепит 2. Ученик знает, что он сделает работу над ошибками, и в конце концов сможет доказать себе, что он «Молодец!». Именно это слово и скажет ему учитель.

А сильные ученики могут сразу начать со сложных заданий. Система маршрутных листов нацелена на всех учеников. Замечу, что каждый вид работы имеет, конечно же, срок сдачи.

Получаем детей, нацеленных на успех. Родителей, которые видят, на что реально способны их дети. Учителей, которые не нервничают в конце четверти из-за вереницы пересдающих, досдающих, исправляющих.

При этом не нарушается подготовка к Итоговой аттестации. Например, нужно подготовиться к ОГЭ по русскому языку, в структуре которого есть сочинение. Это задание творческое, но его должен сделать каждый. Конечно, стоит подготовить к этому детей. Задание на 1 звездочку – изучить структуру сочинения, составить план сочинения. На 2 звездочки – написать отрывок сочинения. На 3 звездочки – все сочинение. Сочинение ОГЭ таково, что с ним справляются все ученики, поэтому как будет рад слабенький ученик, который никогда раньше не делал задания на 3 звездочки. А тут – все так легко и просто! Он поверит в себя, уровень его притязаний возрастет.

Звучит очень занимательно. И вполне успешно применяется в лицее.

Отказ от оценок – все ли так однозначно?

Шведские ученые установили, что школьные оценки могут быть сигналом о психических расстройствах. Во взрослом возрасте люди, имевшие в школе низкий средний балл, чаще склонны к суицидальным мыслям и попыткам самоубийства. Вывели такую закономерность по результатам наблюдений длительностью от 15 до 30 лет. Под наблюдением психологов были 26 315 шведов разных возрастов. Связывают такую зависимость с тем, что 1) низкие баллы указывают на уже существующие расстройства поведения или высокий уровень стресса, и в дальнейшем эти проблемы сохраняются; 2) низкие школьные оценки не дают ученикам получить хорошее образование, снижая уровень жизни во взрослом возрасте. Здесь снова возникает вопрос: справедливы ли были эти оценки или поставлены по системе «Учитель подумал-подумал и поставил 3»? Или же реальный интеллектуальный уровень не способствовал приспособлению к жизни?

Мой опыт – совмещение: творческие задания, которые я даю на уроке, я часто оцениваю именно так: «да, справился». Но пятибалльная система требует оценки. Это, конечно же, 5. Или «нет, попробуй еще раз» - и не ставлю никакую оценку, потому что ученик обязательно исправится и услышит вожделенное «Молодец» и получит 5 как признание того, что он действительно «Молодец».

Грамотное совмещение этих систем позволит и сохранить мотивацию к обучению и творчеству, и использовать оценку как индикатор психического и умственного развития.

Категория: Всем учителям
17.04.2019 11:32


Рекомендуем курсы ПК и ПП