СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение первоклассников приёму классификации на начальном этапе обучения математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение первоклассников приёму классификации

на начальном этапе обучения математике

Чиркина И. А.

учитель начальных классов

школа-лицей № 62

г. Астана

Одной из задач обучения математике младших школьников является развитие логического мышления. Включение системы логических заданий, является основой для успешного усвоения математических знаний, умений и навыков. Сформированные на уроках математики логические умения являются универсальными и активно используются детьми при изучении других учебных дисциплин и в повседневной жизни. Учителя подбирают из разнообразной методической литературы логические задачи и включают их в урок и во внеклассную работу, начиная с первых шагов ребенка в школе.

Для того, чтобы каждый ученик достиг необходимых для дальнейшего усвоения учебного материала результатов, а также развития логического мышления, необходимо учитывать систему специально подобранных заданий и соблюдать этапность в работе над ними. Рассмотрим обучение младших школьников приёму классификации.

Для выполнения классификации нужно:

  • уметь выделять признаки объектов;
  • сравнивать объекты по существенным признакам;
  • уметь обобщать

Таким образом, на подготовительном этапе обучения приёму классификации выполняются следующие виды упражнений:

1. Задания, в которых требуется дать название, группе объектов, выделив их общее свойство.

2. Задания, в которых по названию группы нужно подобрать объекты, в неё входящие.

3. Задания, в которых нужно найти и добавить несколько объектов, подходящих для данной группы.

4. Задания, в которых требуется определить объект, не подходящий в данную группу («лишний»).

Виды упражнений могут усложняться за счёт изменения самих объектов, увеличения числа объектов в группе, появлении нескольких вариантов решения. В заданиях подобного рода могут использоваться реальные предметы, геометрические фигуры и их модели (числа, ряды чисел, выражения и др.) Они могут содержать большее или меньшее число признаков, иметь разное количество общих и отличительных черт.

Приведу примеры некоторых заданий, различных по мере усложнения:

Первый вид заданий:

1. Как назвать одним словом: воробей, голубь, синица?

2. Какую надпись ты сделаешь на коробочке, в которой лежат фигуры, изображённые на рисунке

3.Запиши числа от 6 до 13. Подчеркни первые четыре записанных числа. Объясни, какие числа подчеркнул, не называя их.

Второй вид заданий:

1. Выложи на парту картинки с изображением птиц (цветов, животных, школьных принадлежностей и др.)

2. Положи в ряд три квадрата (фигуры красного цвета, геометрические фигуры).

3. Запиши все числа, большие 3, но меньшие 9 (или однозначные числа, большие 3).

Третий вид заданий:

1. На полочке стоят игрушки: уточка, собачка, котёнок. Какая игрушка больше подходит к ним? (лошадка или медвежонок). Почему?

2. Добавь фигуру, подходящую к изображённой на рисунках№1,2,3, группе фигур.

3. Допиши несколько примеров так, чтобы они были похожи: 3+2; 5+2; 7+2;….

Четвёртый вид заданий:

1. Найди, кто заблудился и пришёл из другой сказки: дед, лягушка, мышка, зайчик, лисичка, медведь?

2. Какая фигура на рисунках отличается ото всех остальных? Где это возможно, рассмотри разные варианты.

3. Какая величина «лишняя» в данном ряду: 3см, 12 м, 5дм, 2л?

На этапе обучения первоклассников приёмам классификации необходимо построить работу таким образом, чтобы подчеркнуть обязательные условия, которые должны соблюдаться при разбиении множеств. Систему подобных заданий можно разработать по каждой теме и использовать задания на классификацию на разных этапах урока для эффективного закрепления знаний, умений и навыков учащихся, развития логического мышления, а в некоторых случаях и для ознакомления с новым материалом.

03.02.2016 11:30


Рекомендуем курсы ПК и ПП