СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Ода русскому платку
Традиционный павловопосадский платок — красота неимоверная, но экспозиция Музея истории русского платка и шали значительно шире и разнообразнее, потому и ещё интереснее. Это единственный в России музей, посвященный русскому платку. Он был открыт 14 марта 2002 в известном текстильном центре Московской области городе Павловском Посаде. Инициатором и создателем музея стал житель города, собиратель русской старины, член Клуба коллекционеров изобразительного искусства при ГМИИ им. А. С. Пушкина Владимир Федорович Шишенин. В основу фондов музея положена его уникальная коллекция платков и шалей 18–20 веков, впоследствии подаренная городу. Собранная по крупицам коллекция позволяет увидеть лучшие образцы известных мануфактур шести губерний России: Московской, Калужской, Владимирской, Костромской, Нижегородской и Вологодской. Каждый экспонат музея — это не только красивый и редкий предмет, но и богатый научный материал по текстильной промышленности и декоративно-прикладному искусству.
Экскурсия длится всего 45 минут, но можно увидеть многое, на что раньше не обращали внимания: ну платок — он и в Африке платок, многое видели, в том числе и в живописи. Однако ни одна картина с изображением русского платка не даёт полного представления об особенностях узоров платков и мастерстве вышивальщиц, ткачей и набойщиков.
В первом зале представлены традиционные платки с вышивкой. Полный восторг!
Следующий зал посвящён шалям: тканым и набивным. Мода на тканые шерстяные шали пришла с Востока, поэтому часто в рисунках использовались так называемые пейсли, а по-русски — просто «огурцы». Изготовление тканых узорных шалей требовало большого количества времени, поэтому и стоили они очень дорого.
Набивные шали стоили дешевле, и это обеспечило их широкое распространение. Посмотрите на картины Кустодиева: редкая купчиха без цветной шали!
Однако набить рисунок на шаль — работа ювелирная. Манеры и цвéтки — доски для набойки — требовались в большом количестве, для одной шали изготовляли около трёхсот резных досок для нанесения большого количества рисунков с разными цветами. Да ещё умудрись набить так, чтобы точно попасть в рисунок!
Изделия каждой платочной мануфактуры были узнаваемы по характерным деталям. Например, на павловопосадском платке реалистично изображены цветы (розы, лилии, тюльпаны, георгины), растительные орнаменты или всё вместе, а также обязательно гармоничное сочетание оттенков и элементов узора. Узор выглядит объёмным, так как он печатается в несколько слоёв.
Рассматривать яркие витрины с шалями — большое удовольствие. Просто праздник цветов и узоров!
В музее есть совершенно эксклюзивные экспонаты — платки, выпуск которых был связан с каким-нибудь историческим событием. Причём традиция выпускать такие изделия появилась ещё в Российской империи. Вот несколько примеров. «Боже, царя храни». Мануфактура бр. Медведевых (Московская губ. Подольский уезд, с. Ванюково,1883 г.) Платок посвящён коронованию Александра III. Монограммы их величеств Александра Николаевича и Марии Федоровны — AM — изображены в центре платка.
Платок «В память народного праздника» (1896 г.) выпущен к коронованию Николая II и Александры Фёдоровны. В честь коронации на окраине Москвы, на Ходынском поле, были устроены народные гуляния, где бесплатно раздавались угощения и подарки.
Платок «Подвиг Ивана Сусанина» посвящён 300-летию правления дома Романовых. Один из главных моментов истории России — освобождение Московского государства от польско-литовских захватчиков благодаря народному ополчению Минина и Пожарского. «Смутное время» закончилось призванием на престол первого русского царя Михаила Федоровича Романова. Ну что ж, пример патриотического воспитания. И не только картинка, но и тексты есть!
Совершенно потрясающий экземпляр — «Устав караульной службы». Платок предназначался для солдат и был призван наглядно продемонстрировать основные положения устава и схему новейшего на тот момент вооружения — винтовки Бердана. Хоть какая-то гарантия, что ткань послужит дольше, чем бумага, которую в случае чего и на курево пустить недолго!
В годы советской власти традицию продолжили и укрепили. Платок «ХХ лет Великой Пролетарской социалистической революции изготовлен на Первой Государственной ситценабивной фабрике (г. Москва, 1937 г.) и посвящён юбилею революции 1917 г.
В наше время выпускают сувенирные платки, например с достопримечательностями Павловского Посада.
Музей располагается по адресу: 142500, Московская область, г. Павловский Посад, ул. Большая Покровская, д. 37, ДК «Павлово-Покровский»
Как русские великие просторы, Необозрим по красоте своей платок, На нём начертаны родной земли узоры, Её живительный и благодатный ток. На плечи русской женщины накинут, Как крылья у богини за спиной, С ним все напасти и печали сгинут, С ним станешь, как и прежде, озорной. Пройдёшься в танце, как лебёдушка, как пава, С душою песню звонкую споёшь, Прохладой освежишь, как летняя дубрава, Как светом солнечным, округу всю зальёшь. Платок, как поле, из цветов и трав пахучих, В котором дышится так вольно, во всю грудь, Как лес из сосен и дубов могучих, Дающим силы горы все свернуть. С рекой сравним он с полноводной, что красиво, Неспешно по земле родной плывёт, С царицей-лебедью, что дома терпеливо, Царевича из странствий дальних ждёт. Как крылья, руки в танце распахнулись, Узором живописным мир маня, Над вольною Россиюшкой взметнулись, Ей краски сочной красоты даря.
Подцветова Татьяна
Большое спасибо,коллеги, друзья, за совместную виртуальную экскурсию по залам музея!) Вам понравилось?
© 2020, Бабцева Нина Вадимовна 719