Таблица календарно-тематического планирования по курсу «Окружающий мир» (для детей с нарушением зрения)
№ № по разделу Дата
по плану Тема урока Тип урока Элементы содержания Характеристика деятельности учащихся
Раздел №1. Введение (1час)
1 1 05.09 Задавайте вопросы!
Урок
-экскурсия
Урок
-экскурсия
по школе Природа как составная часть окружающего мира.
Экскурсия №1 «Знакомство со школой»
Экскурсия №2 «Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути» Учащиеся осваивают первоначальные умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными обозначениями учебника.
Раздел №2. Что и кто? (9час)
2 1 12.09 Что такое Родина?
Что мы знаем о народах России?
Урок - путешествие Россия – наша Родина.
Родной город.
Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— работать с картинной картой России,актуализировать имеющиеся знания о природе и го¬родах страны, занятиях жителей;
— сравнивать, различать и описывать герб и флаг России;
— рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства.
— Рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;
— работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью.
3 2 19.09 Что мы знаем о Москве?
Урок - путешествие Москва — столица России. Достопримечательно¬сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников — Узнавать достопримечательности столицы;
— работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
4 3 26.09 Что у нас над головой? Что у нас под ногами?
Комбинированный Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве¬дицы Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме¬ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.
Экскурсия №3 «Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?»
Практическая работа №1 «Разнообразие камней» — Наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать со взрослыми: находить на ноч¬ном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради).
— Группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам;
— практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя;
— различать гранит, кремень, известняк.
5 4 03.10 Что общего у разных растений? Что растёт на подоконнике? Что растёт на клумбе?
Комбинированный Наиболее распространённые комнатные расте¬ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.
Практическая работа №2 «Знакомство с комнатными растениями» — Находить у растений их части, показывать и называть;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам;
— приводить примеры комнатных растений;
— рассказывать об особенностях любимого ра¬стения;
6 5 10.10 Что это за листья? Что такое хвоинки?
Комбинированный Лиственные и хвойные деревья. Ель и со¬сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме¬нённые листья. Распознавание хвойных деревьев
Практическая работа №3 «Знакомство с хвойными и лиственными деревьями. Распознавание листьев различных деревьев»
Практическая работа №4 «Сравнительное исследование сосны и ели» — Различать лиственные и хвойные деревья;
— описывать дерево по плану.
7 6 17.10 Кто такие насекомые? Кто такие рыбы?
Комбинированный Животные, их разнообразие.
Насекомые как группа животных. Главный при¬знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на¬секомых.
Рыбы — водные животные, тело которых (у боль¬шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы — Рассматривать иллюстрации учебника, из¬влекать из них информацию о строении насеко¬мых, сравнивать части тела различных насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам.
— Моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя.
8 7 24.10 Кто такие птицы? Кто такие звери?
Комбинированный Знакомство с птицами как одной из групп жи¬вотных. Перья — главный признак птиц. Перво¬начальное знакомство со строением пера птицы.
Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос¬новные признаки зверей: шерсть, выкармлива¬ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. — Описывать птицу по плану;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
— Работать в паре: узнавать зверей на рисун¬ке, определять зверей с помощью атласа-опре¬делителя, проводить самопроверку;
— устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни.
9 8 31.10 Что окружает нас дома? Что умеет компьютер?
Урок
-экскурсия
Систематизация представлений детей о предме¬тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре¬менной жизни. Правила безопасного обращения с ним.
Практическая работа №5 «Знакомство с компьютером» — Характеризовать назначение бытовых пред¬метов;
— находить на рисунке предметы определённых групп.
— определять составные части компьютера;
— сравнивать стационарный компьютер и ноут¬бук;
— моделировать устройство компьютера;
— соблюдать правила безопасного обращения с компьютером.
10 9 14.11 Что вокруг нас может быть опасным? На что может быть похожа наша планета? Проверим себя.
Урок-путешествие Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс¬портом. Элементарные правила дорожного дви¬жения
Практическая работа №6 «Знакомство с глобусом» — Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода;
— характеризовать опасность бытовых пред¬метов;
— моделировать устройство светофора.
Раздел №3. Как, откуда и куда? (9час)
11 1 21.11 Как живёт семья?
Знакомство с целями и задачами раздела. Се¬мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле¬нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределе¬ние заданий, обсуждение способов и сроков ра¬боты
— Называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи со¬бытий;
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
— составлять экспозицию выставки;