СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Орфоэпия и ударение из истории русской графики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произносительные нормы современного русского литературного языка сформировались в своем окончательном виде во второй половине XIX столетия на основе московского говора, хотя истоками своими они восходят к более раннему периоду. Процесс формирования нормы занял несколько столетий.

В 1827 году известный русский писатель, журналист и филолог Н.И. Греч публикует «Практическую русскую грамматику», ставшую принципиально новым учебником по русскому языку.

В «Практическую русскую грамматику» Н.И. Греч включает раздел «Орфоэпия, или произношение слов» как особый раздел грамматики, заключающий в себе правила произношения тех, которые не совпадают с их письменным обликом: што (что), скушно (скучно), нарошно (нарочно), желею (жалею) и т. д.

Сформировавшиеся в московской речи произносительные нормы были закреплены сценой Малого театра, который считался непререкаемым речевым авторитетом. В течение нескольких десятилетий сцена служила образцом звучащей речи, сценическое произношение считалось эталоном. Причем старомосковская произносительная норма была обязательна для всех театров России.

Впоследствии образцовым произношением стала речь радио-, а затем и теледикторов, которые тоже ориентировались на нормы старомосковского произношения. Однако старомосковская произносительная норма с течением времени под влиянием разных факторов изменялась.

В 1928 году Д.Н. Ушаков, которого Р.И. Аванесов назвал основоположником русской орфоэпии, отмечал, что идея орфоэпии чужда российской школе. «В то время как в Западной Европе, например во Франции, - писал он, - высоко ценят правильно произношение, доходя до культа, у нас редкий учитель слышал слово орфоэпия».

Несколько лет спустя на это же указывал С.И. Бернштейн: «Выработке правильного литературного произношения наша школа не уделяет ни малейшего внимания. В действующих программах начальной и средней школы не найдем ни принципиального указания на важность обучения правильному правописанию, ни конкретных требований в области орфоэпии».

29.12.2018 01:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП