СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении последних лет заметен неуклонный рост числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Это происходит по ряду причин: сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, немаловажной причиной можно считать экологическую ситуацию регионов.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В нашем дошкольном учреждении созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм ребёнка.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В группе девять воспитанников, которые имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Некоторые имеют инвалидность. Приходя в наш детский сад, родители надеются, что их ребёнок получит дополнительную помощь, которую они не могут оказать сами.

Когда принимаем детей в группу, мы тщательно изучаем их диагнозы и вступаем в тесный контакт с родителями. Это помогает учитывать все особенности заболевания каждого ребёнка. Считаем, что это очень важно для достижения максимального результата. Работа начинается комплексно.

В детском саду детям уделяется много внимания: медицинские сёстры, медсестра-массажист, врач-невролог, инструктор по физическому развитию, инструктор по лечебной физкультуре, учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка. Составляется план мероприятий, которые проводятся всеми специалистами.

Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает специальные комплексы лечебной гимнастики, которые меняются один раз в две недели. Массаж делается с учётом заболевания детей. Массажист изучает медицинскую карту и рекомендации лечащего врача. Лечебная физкультура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные и временные отклонения в состоянии здоровья.

Основными критериями дозировки при проведении лечебной гимнастики являются исходные положения при выполнении упражнений, количество повторений каждого упражнения и методы их выполнения (повторный, интервальный), продолжительность занятия и моторная плотность нагрузки на протяжении занятия. Занятия лечебной гимнастикой проводятся курсами. Курс профилактического или лечебного воздействия составляет 1,5-2 месяца. Дети с тяжёлыми формами заболеваний (ДЦП, врождённая патология – парез Эрба) занимаются без перерывов.

На занятиях по физическому развитию индивидуально подходим к каждому ребёнку. Одним нельзя прыгать в длину, высоту, другим - нельзя бегать. В это время они выполняют другие упражнения, например, «ходьба по канату с мешочком на голове» или «метание предметов вдаль». Работаем в тесном контакте с инструктором по физическому развитию и инструктором по лечебной физкультуре. В ходе занятий применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений.

Инструктор по плаванию учитывает заболевание ребёнка и даёт большую нагрузку на ту группу мышц, которая нуждается в этом. Это происходит под присмотром медицинской сестры.

Медицинские сёстры следят за тем, чтобы дети получали максимум нагрузок в период пребывания детей в детском саду в соответствии с диагнозом.

В свободное время от занятий, на прогулке проводится индивидуальная работа; после сна организуются закаливающие мероприятия, которые укрепляют организм ребёнка.

В физкультурном центре имеется различный спортивный инвентарь: комплекты массажёров для всех групп мышц, разные виды дорожек (верёвочные и ребристые дорожки), тяжёлые мешочки с песком на ноги для устойчивости стопы, мячики, скакалки, спортивные палки, шведские стенки. Каждому ребёнку уделяется время для достижения поставленной цели.

Проведение всех этих мероприятий позволяет своевременно и эффективно устранять причины заболевания ребёнка на ранних этапах формирования свода стопы и нарушений осанки. Именно своевременность использования физических нагрузок с лечебной целью является наиболее значимым фактором коррекционной работы в детском саду. Физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.

В конце каждого учебного года проводится медицинский осмотр детей, отмечаются все изменения, произошедшие за год. Обычно одного или двух детей, нуждающихся в профилактике заболевания, переводят в общеразвивающие группы, так как врач-ортопед снимает диагноз. У некоторых детей отмечаются улучшения в состоянии здоровья.

Процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой – на их разностороннее развитие. И если образовательная деятельность проходит в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность коррекционно-развивающей работы повышается.

Источники:

  1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: Метод. Пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 144 с.
  2. Клюева М.Н. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Детство-Пресс, 2007. – 137 с.
  3. Козырев О.В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушениях опорно-двигательного аппарата). М.: Просвещение, 2006. – 204 с.
  4. Физическое воспитание дошкольников с функциональными нарушениями опорно-двигательного аппарата. // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 4. – с. 28-33.

12.05.2018 21:22


Рекомендуем курсы ПК и ПП