СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности развития детей с ДЦП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нынешняя система образования предусматривает инклюзию, которая дает возможность детям с ОВЗ обучаться в обычных школах. Такая особенность системы образования ставит перед учителем большие задачи. Необходимы хорошие теоритические знания и неплохой практический опыт, чтобы обеспечить качество протекания образовательного процесса.

Детский церебральный паралич - это заболевание вследствие недоразвития или повреждения мозга, возникшего внутриутробно, в период родов или на первом году жизни ребенка.

  1. Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребенка могут быть: инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации; ушибы и травмы; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.
  2. Причинами ДЦП в период родов являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские. В таких случаях непосредственными причинами ДЦП являются кровоизлияния в мозг, асфиксия новорожденного и др.
  3. Причинами ДЦП в период первого года жизни могут быть: нейроинфекции; травмы и т.д.

Специфика двигательного развития ребёнка с ДЦП.

У ребёнка с ДЦП последовательность и тем созревания двигательных функций нарушены. Специфика двигательного развития ребёнка с ДЦП состоит прежде всего в наличии примитивных врождённых рефлекторных форм двигательной активности, не характерных для данного возраста ребёнка.

При нормальном развитии эти рефлексы проявляются не резко в первые месяцы жизни. В норме к 3 месяцам жизни они практически уже не проявляются. Их своевременное угасание создаёт благоприятную основу для развития произвольных движений.

Например, хватательный рефлекс вызывается прикосновение к ладони, что приводит к реакции схватывания. Рефлекс ползания вызывается прикосновением к подошвам ног, что влечёт реакцию отталкивания. Движения, свойственные этим рефлексам, в дальнейшем угасают.

Хватательные движения и перцептивное поведение развиваются не на основе рефлекса. Хватательный рефлекс угасает раньше, чем начинается складываться хватание как произвольный двигательный акт. Рефлекс ползания также не является исходным для развития самостоятельного передвижения. Подлинное ползание начинается не с отталкивания ногами, а с движений рук: Ребёнок тянется к привлёкшему его предмету, «переступает» руками и продвигается вперёд.

Произвольное хватание и ползание начинают формироваться не в период новорожденного, а значительно позже - при взаимодействии ребёнка со взрослым.

Сохранение этих рефлексов существенно тормозит формирование произвольной моторики. Проявление этих и подобных этим рефлексов во втором полугодии первого года жизни является симптомом риска поражения двигательных зон коры головного мозга.

У детей с ДЦП врождённые безусловные рефлексы не угасают, действие патологических рефлексов на первом году жизни обычно усиливается и в последующие годы остаётся стойким, что затрудняет и задерживает формирование произвольных двигательных актов.

Отсюда вторая специфическая особенность - задержка формирования основных двигательных актов.

Для детей с ДЦП характерно сильное отставание в развитии двигательных функций. Например, здоровый ребёнок к 3 месяцам уже уверенно держит голову в вертикальном положении. Дети с ДЦП овладевают этой функцией много позже - в среднем к 3-5 годам. Существенно задерживается становление таких двигательных актов, как повороты со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

Поза сидения в норме формируется к 7-9 месяцам. У детей с ДЦП такое положение тела оказывается освоенным примерно к 2-3 годам. Ползание, как достаточно сложный моторный акт, требующий координации движений рук и ног, формируется у детей с ДЦП также со значительным опозданием. Прямостояние у здоровых детей развивается к 9-10 месяцам. Многие из детей с ДЦП овладевают вертикальным статическим положением лишь в дошкольном возрасте. С особым трудом эта функция формируется у детей с атонически-астатической формой ДЦП.

Ходьба - это не только новый этап в моторном развитии, но и расширение познавательных горизонтов. В норме ходьба как двигательный акт начинает формироваться с 1 года. Лишь половина дошкольников с ДЦП овладевают ходьбой к 4 годам. Остальные дети овладевают ею в последующие годы жизни либо не овладевают вовсе.

Еще более отсроченным во времени от возрастных нормативов оказывается формирование сложных моторных актов, тонких и дифференцированных движений, которые необходимы для самообслуживания, осуществления предметно-игровой, изобразительной, учебной и трудовой деятельности.

Иногда создаётся видимость усугубления заболевания с возрастом. Между тем ДЦП является непрогрессирующим неврологическим заболеванием. Иллюзия текущего патологического процесса возникает в связи со все большим несоответствием между двигательными возможностями ребёнка и все возрастающими требованиями, предъявляемыми к растущему организму.

Методики физической реабилитации.

Методика кондуктивной педагогики (1945-1967 гг. Андрашем Пето). Состоит в создании условий, при которых у больного возникает побуждение к действию. Целью является выполнение адекватных, постепенно усложняющихся заданий, связанных с повседневными жизненными потребностями больного ребёнка. Приёмы воспитания навыков и умений основаны не на подавлении патологического двигательного стереотипа, а на приспособлении его для выполнения поставленных задач.

Особенности методики:

  1. создание положительной мотивации и поддержание интереса у ребёнка на протяжении всего периоды обучения.
  2. Социальная направленность занятий с ребёнком - обучение не отдельному движению, а социально-значимому акту: одеванию, умыванию и т.д.
  3. Одновременная активация деятельности различных анализаторных систем - зрительной, слуховой и пр.
  4. Адекватная нагрузка во время занятий с ребёнком - занятия строятся таким образом, что один вид деятельности сменяет другой прежде, чем наступит утомление.
  5. Обучение родителей взаимодействию с ребёнком в лечебно-образовательном учреждении и дома.

Методика функциональной системы воспитания двигательных умений и навыков(60-е гг. ХХ в. Тардье). Методика основана на развитии самостоятельных умений, необходимых для жизни, наряду с тренировкой реакций равновесия, профилактикой контрактур, овладением приёмами расслабления.

Тардье предложил изменить и приспособить форму столовых приборов, мебели, игрушек, туалетных принадлежностей к нуждам больных детей, а освоение их использования назвал методом функциональных упражнений.

Методика Войта-терапии (50-70-е гг. ХХ в. Вацлавом Войта). В ее основе лежат рефлексолокомоции, т.е. рефлексы, вызывающие движения в различных звеньях тела ребёнка, создавая элементарные образцы локомоций.

В положении лежа на животе, спине и на боку производится целенаправленное надавливание на определённые зоны, что приводит к рефлекторному ползанию и рефлекторному переворачиванию независимо от воли пациента. При этом происходит автоматическое управление равновесием, выпрямление тела против силы тяжести, целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей.

Движения в Войта-терапии осуществляются преимущественно в диагональном направлении, когда одновременно выполняют движения правая нога и девая рука или наоборот.

Нога и противоположная рука стабилизируют тело и продвигают его вперёд. За счёт повторяющихся двигательных образцов достигается стойкое улучшение локомоций и восприятия.

Успех Войта-терапии зависит от регулярности её применения. Оптимально несколько раз в день (3-4 раза) от 5 до 20 минут. Ведущую роль в реабилитации детей играют родители. Программа физической реабилитации, дозировка, интенсивность терапии должны соответствовать онтогенетическому уровню развития ребёнка.

В Войта-терапии, в отличии от методик Пето и Тардье, акцент ставится не на тренировку умений в повседневной жизни, а на активизацию естественных врождённых способностей ребёнка. Благодаря Войта-терапии происходят положительные изменения при хватании, выпрямлении, ходьбе и речевой деятельности. Войта-терапия может использоваться как основа физической реабилитации дополняя эффект от лечения с помощью педагога, психолога, логопеда, эрготерапевта, реабилитолога.

Список литературы.

  1. Дидур М.Д., Петров Ю.А. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы. Советский сорт, 2010.
  2. Зельдин Л.М. Развитие движения при различных формах ДЦП. Теревинф, 2011.
  3. Левченко И.Ю. Приходько О.Г. Гусейнова А.А. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками. Книголюб, 2008.
  4. Ридецкая О.Г. Специальная психология. Учебно-практическое пособие. Евразийский открытый институт, 2011.
  5. Смирнова И.А. Наш особенный ребенок: Книга для родителей ребенка с ДЦП. КАРО, 2006.
  6. Финни Нэнси Р. Ребенок с церебральным параличом. Помощь. Уход. Развитие. Книга для родителей. Теревинф, 2009.
04.04.2018 21:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП