СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности личностно-ориентированного урока
То, что не ясно, следует выяснить.
То, что трудно творить, следует
делать с величайшей настойчивостью.
Конфуций
В настоящее время задача школы заключается не только в вооружении молодого человека знаниями, но и в развитии его творческих способностей. На мой взгляд, можно выделить три главных принципа, чтобы учение проходило успешно:
1. Материал должен быть доступен (понятен) детям.
2. Ребята должны видеть его нужность, знать, где можно применить эти знания.
3. На уроке должно быть интересно, причем интересно должно быть не только детям, но и самому учителю.
В одном фантастическом романе утверждается, что место человека в обществе Будущего, мера уважения к нему будут определяться формулой из трех прописных "Т": Труд, Творчество,Талант. Я думаю, что для нас, педагогов, это задача не будущего, а настоящего. Ведь именно наши ученики - трудолюбивые, творческие люди - будут возрождать Россию, станут её гордостью и опорой. Поэтому из них мы должны воспитывать творцов, не плотно набитые информацией чемоданы. Ведь знания - это не то, что ученик должен помнить всю жизнь, это информация к размышлению. Надо научить учащихся самостоятельно добывать знания, и тогда из того чемодана, который наполняется в школе, ученик сможет в нужный момент извлечь нужную ему информацию.
Великий педагог Я.А.Коменский считал, что "учить детей нужно легко и радостно, чтобы напиток науки проглатывался без побоев, без вопросов, без насилия, без отвращения, словом, приветливо и приятно".
Мне очень близки слова В.Ф.Шаталова и его сторонников, которые говорили: "Мы уверены, что все дети талантливы.и все исключения - способны успешно овладеть школьной программой". Ведь дети похожи на цветы солнца. Как луч солнца раскрывает цветок на восходе, так и улыбка, любовь учителя раскрывает лепестки творчества ребенка. Раз за разом, успех за успехом мы продвигаемся к центру, ученик понимает: я знаю, я умею, у меня получится. Надо лишь помочь ребенку раскрыться, понять, чего ждут от нас дети, о чем они мечтают. В этом мне помогает личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка, который требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и методы, приемы познания, поэтому важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса. Необходимы также процедуры отслеживания развития ученика, создание благоприятных условий для формирования его индивидуальности.
Основной целью моей работы является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Работая над темой "Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка", ставлю перед собой задачи:
1. Сделать урок радостным и интересным.
2. Активизировать деятельность учащихся на уроке.
3. Не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше.
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении,новейших современных технологий.
Свою работу выстраиваю следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
Сложилась своя, годами отработанная система по данной технологии, которая помогает развить у детей речь, живое воображение, гибкость ума, изобретательность, интерес к слову, родному языку, коммуникативные способности, их орфографическую грамотность.
Схематично данная система выглядит так:
1)Изучение пробелов в знаниях учащихся.
2)Дифференционный подход в обучении.
3)Индивидуальная работа с учащимися.
4)Выработка навыков самоконтроля.
5)Оценивание своей учебной деятельности.
6)Самостоятельность в работе.
7)Введение элементов игры.
8)Активность субъекта учения.
9)Разнообразие приемов учебной работы.
К формированию орфографической грамотности я веду учеников сознательным путем, создавая проблемные ситуации, опираясь уже на сформированное теоретическое мышление, на умение ученика работать с книгой, со справочной литературой, поэтому материал на уроках не преподносится готовым, дети включаются в активную мыслительную работу, требующую от них умения сравнивать, обобщать, составлять план, тезисы. Особенностями проведения личностно-ориентированного урока являются оценка и коррекция психологического состояния учащихся в течение всего урока (эмоционального - радость, досада, бодрость, усталость и др.; интеллектуального - сомнение, сосредоточенность и др.; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия (организация диалога); проведение с детьми рефлексии урока (что узнали., что понравилось., что хотелось бы изменить.); использование индивидуальных и творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: самостоятельность выполнения, оригинальность работы, стремление ученика к поиску нестандартных способов выполнения задания, использование альтернативных источников информации.
Отсюда алгоритм личностно-ориентированного урока:
1. Формулировка цели урока.
2. Анализ письменных работ, выполненных учащимися на предыдущем уроке, и домашних творческих работ (заданий).
3.Разбивка урока на этапы, подчинение единой цели и конкретизация этой цели на каждом этапе.
4. Выбор способов достижения и поддержания высокого уровня мотивации на каждом этапе урока.
5. Выбор форм работы и характера взаимодействия учащихся на уроке.
6. Выбор способа презентации нового материала.
7. Подбор дидактического материала, отвечающего целям урока.
8. Проектирование учебного диалога, позволяющего выявить опыт учащихся.
9. Выбор методов и средств диагностики учебного материала и результатов его усвоения.
10. Подготовка индивидуальных творческих домашних заданий, ориентированных на максимальное использование опыта ученика.
11. Проектирование форм рефлексии проведенного урока.
© 2015, Цесевич Ольга Васильевна 673