СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памяти поэта и писателя Василия Степановича Журавлева-Печорского.

Нажмите, чтобы узнать подробности

8 марта 2015 года в неприметной деревушке Коровий Ручей Усть-Цилемского района Республики Коми произошло бы знаменательное событие: юбилей писателя Василия Степановича Журавлёва-Печорского. Ему бы исполнилось 85 лет. Но судьба распорядилась иначе. Его нет среди нас уже 35 лет. 35 лет тому назад ходил по короворучейским и карпушевским пожням-пажитям человек, ничем, кажется, неприметный – удилище на одном плече (не дорогие рыболовецкие снасти!), на другом - нехитрый ягдташ, да внимательный взгляд тёмных глаз. Вот и всё. Ходил. Наблюдал, записывал. По лесу пройдёт, ни одна ветка не дрогнет, траву примнёт, трава после него поднимается. И рождалось у него потом:

Хвойников Коми безбрежное море,

Гроздья рябины на рыжем угоре,

Гул самолётов,

Тележные спицы-

Всё это в памяти сердца хранится и снится.

Василия Степановича тоже помнят. Дань его памяти постарались отдать и сейчас. В нашей школе, которую закончил в свое время Василий, тогда еще просто Журавлев, прошла Неделя русского языка и литературы, один день Недели был посвящен памяти писателя. Журавлевым – Печорским он стал, когда стал поэтом. Тогда в нашей литературе было целых пять человек Журавлевых, вот он и прибавил псевдоним, обозначающий родимое место, где он вырос - Печорский, значит, с Печоры-реки-матушки. Кадеты побывали на мероприятии в сельской библиотеке, носящей теперь имя поэта и писателя Василия Степановича Журавлева-Печорского. Звучал рассказ о жизни и творчестве поэта, подготовленный библиотекарем Г.И. Пфефер, была показана замечательная презентация. На вечере звучали стихи поэта, их читали школьники. Стихи ребята выбрали самые разные: о природе, о детстве. И читали их они по-разному: и весело, и с грустинкой.

Детство поэта, как и его сверстников, было опалено войной. Первую зарплату получил в 13 лет. Тема военного детства эхом откликнулась в стихотворении «Весенний сев». Его прочитала автор этих строк. Василий Журавлев-Печорский, когда учился на Литературных курсах, познакомился с поэтом Николаем Рубцовым, состоял с нм в переписке, об этом тоже шла речь на литературном вечере. Считают, что многое в душе Василия было от матери – Раисы Ивановны Журавлёвой. С ней обсуждал он свои литературные опыты. Раиса Ивановна была большим человеком на селе. За свой нелёгкий педагогический труд первой в Республике Коми была награждена Орденом Трудового Красного Знамени. Стихотворение «Есть в классе у тебя малыш…» Василий посвятил матери. В сельской библиотеке была оформлена фотовыставка «Он жил среди нас и творил для людей…», стенд «Он первую песню сложил об Усть-Цильме…», книжная выставка «Певец стороны лебединой». Г. И. Пфефер, заведующий Карпушевской библиотекой, сама уроженка села Коровий Ручей, с необыкновенным волнением и уважением говорила о В. С. Журавлёве-Печорском. Очень выразительно звучали в её исполнении стихи поэта о родном крае. Денисенкова Е. И., бывший учитель, ветеран педагогического труда, читательница библиотеки, поделилась воспоминаниями о Василии Степановиче. Кому, как не ей, вспомнить о нём! Ведь он был другом её мужа, Виктора Денисенкова, а их сыновья, Володя и Саша, стали героями рассказа « Мальчишки-мальчишки», вошедшего в сборник писателя «Заливень».

В Усть-Цильме работал когда-то Александр Константинович Журавлёв из Ухты, ставший впоследствии замечательным детским поэтом. Он очень много рассказывал всегда о своём большом друге, писателе и журналисте. Во многом Вася Журавлёв из Коровьего Ручья стал для него учителем. Учителем не только в том большом деле, к которому они оба испытывали огромный интерес - литературном творчестве, но и учителем по жизни. Их связывала настоящая большая мужская дружба. Кто ещё так знал и природу, как Вася Журавлёв. Кто ещё любил так Север, как он. Да, в памяти многих В. С. Журавлёв-Печорский остался с ружьём или удочками в руках, но те, кто хорошо знал его, говорили:

-Это был не рыбак.

- Он был не охотник,- вторили другие.

Да кто же он был? Певец и друг природы. Только человек, влюблённый в природу, мог сказать: «Студеной зимой от зари до зари купаются в белых снегах снегири».

Александр Константинович рассказывал и о том, что в молодости Журавлёв-Печорский работал в Ухте, в редакции газеты «Ухта». Василий Степанович получил комнату в общежитии, и Саша Журавлёв, тогда ещё школьник, частенько наведывался к нему в гости. В пустой комнате стояла железная кровать и половину этой кровати занимали книги, которые купил Василий. А читал он запоем.

Александр Константинович очень часто бывал в Усть-Цильме. Помнится его приезд пять лет назад, на 80-летний юбилей со дня рождения В. С. Журавлева-Печорского. Он был не один, а с участниками коллектива «Русь Печорская» из Ухты. Их было немного, но их выступление было очень ёмким, очень красивым. Помнится, тогда гостья, четырнадцатилетняя участница этого коллектива, Устина, замечательно исполнила стихи Журавлёва-Печорского. Она читала их на фоне усть-цилемской песни «Ой, берёзка, берёзка…» А запевала эту песню солистка коллектива Агафья Васильевна Халимовская. Одно другого стоило… Прекрасный голос солистки, замечательная песня и замечательные стихи нашего поэта. Они дополняли друг друга. А дальше Александр Константинович читали с Устиной стихотворение «Разговор с Усть-Цильмой (автор А. К. Журавлёв).

Тебя тайга не поглотила.

Тебя река не унесла.

Скажи, село, какая сила

Тебя столетья берегла?- так торжественно начал Александр Константинович.

Указ царя – моё начало, - величаво звенел ему в ответ голос девочки,-

Я помню каждый из родов.

Я без молитвы не вставало и

Не ложилась без трудов.

Смолкли тогда звуки в читальном зале. Люди ещё и ещё раз слушали историю своей многострадальной Усть-Цильмы. Слушали молча, напрягшись, ловя каждое слово. Чтение стихов тогда продолжил отец Устины, Владимир Викторович Хозяинов. Как он читал! Чувствовалось, что он «проживает» каждое действо, описанное в стихотворении. А выступлениям не было конца. Одни стихи сменяли другие. Вспомнили и любимую песню Василия Степановича «По Дону гуляет казак молодой…» Чем-то брала она его за сердце. Мотивом, разудалой долей, женской судьбой…

В этот же день тогда в Карпушевском Доме культуры продолжились торжества, посвящённые памяти нашего земляка. Отрадно, что они проходили на нашей земле, той земле, которая вскормила и вспоила его, и которую он воспел в стихах и прозе. Земле, дороже которой для него ничего не было. Он писал и о людях деревни. Многие из нас, читая его книги, узнавали в героях рассказов себя или своих близких. Человек и природа – вот центральные темы его творчества.

Главным действующим лицом этого вечера тогда вновь стал Александр Константинович Журавлёв, к сожалению, недавно ушедший из жизни. Участники коллектива «Русь Печорская», приехавшие тогда с ним, выступили и в клубе. На сцену они вышли в усть-цилемских традиционных горочных костюмах. Чудно синела парча их нарядов, отливала красным золотом. Дополнял эту картину добрый молодец в ступнях, писаных чулках, красной рубахе с опояской. Вот уж подлинный богатырь-неодолище. Тогда эти мероприятия очень понравились людям и надолго остались в их памяти.

И в этом году торжества прошли и в библиотеке, и в Доме культуры. Снова шла речь о поэте. Рассказ о нём перемежался песнями о родном селе, о войне, ведь он был дитя войны, как и его сверстники, в 10 лет пришлось за плуг стать, землю пахать за мужиков, ушедших на фронт: «Вздремнешь чуток, не распрягая лошадь, ремень подтянешь, вот и весь обед… «- так описано в его стихах военное детство.

А потом зазвучала песня: «Сколько бы кукушка лет не насчитала,

Всё казаться будет: мало, мало, мало…» - и это тоже его стихи, Василия Степановича. Мы наслаждались красивой мелодией, на которую положены стихи поэта, прекрасным исполнением и чувствовали, да, маловато лет было отмеряно Василию Степановичу. Но это по людским меркам. А сделано сколько… Двадцать книг, половина из которых была издана в Москве. Москва Василия Степановича сразу признала, сразу в нём поэта услышала…Здесь приняли его в Союз писателей СССР.

Не нами сказано: «Человек жив, пока о нём помнят».

Сам Василий Степанович написал когда-то:

Никогда не думаю о славе,

Но хочу, чтоб где-то у реки

В половодье, в дни начала сплава,

Вспоминал земляк мои стихи.

Чтобы он, как я, не знал покоя,

Не боялся ни забот, ни дел,

Чтобы он сумел свершить такое –

Чтоб на всю округу прогремел.

Чтоб сказали люди: «Это хватка!

Поучиться можно у него…

Значит в пользу. Значит, всё в порядке.

Значит, поработал ничего.

Хочется верить, что так и будет. И музей будет…И книги ещё не раз издадут, старые-то совсем зачитаны, рассыпаются…И стихи ваши замечательные, Василий Степанович, не раз вспомним.

Е. Чупрова.

Категория: Литература
28.06.2015 01:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП