СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ПОУРОЧНАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕХНОЛОГИИ
5 КЛАСС
Сервировка стола к завтраку
Цели урока:
Воспитательная: воспитание внимательности и аккуратности в работе
Развивающая: развития навыков работы с кухонным инвентарём
Обучающая: ознакомить учащихся с правилами сервировки стола к завтраку и рассказать о культуре поведения за столом; сформировать навыки по сервировке стола к завтраку, правилам этикета за столом.
Основные понятия: сервировка, предварительная и исполнительная (по меню) сервировка, салфетки
Оборудование:
доска, маркер; рабочая тетрадь, плакаты, набор столовой посуды, скатерть, салфетки, инструкционные карты.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Проверка домашнего задания
Актуализация знаний учащихся
Беседа по вопросам:
10. В каких условиях хранят кофе и чай?
3.Теоретическая часть
Изучение нового материала. (Слово учителя)
На прошлых уроках вы научились готовить блюда, которые можно употреблять на завтрак. Сегодня мы будем учиться правильно сервировать стол к завтраку.
Сервировка - это подготовка и оформление стола для приема пищи.
Основная цель сервировки - создать удобство пользования приборами.
При сервировке стола применяют предварительную и исполнительную (по меню) сервировку.
Предварительной сервировкой называют подготовку стола к завтраку, обеду, ужину. Набор предметов для этой сервировки минимален и зависит от ассортимента блюд.
Обычно завтрак состоит из какого-нибудь горячего напитка (чая, молока, кофе, какао и т. д.) и горячего блюда (каши, омлета, яичницы), а также меда, джема, повидла, варенья, масла, колбасы, сыра, вареного яйца, соков, хлеба, булочек, бутербродов.
Стол рекомендуется застелить цветной скатертью. Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов. На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. На салфетку ставят закусочную тарелку. Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.
Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к правому плечу сидящего.
Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят справа от закусочной тарелки или на нее. Общее блюдо с гастрономическими продуктами - в центре стола вместе с прибором для раскладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.
На стол необходимо поставить масленку и положить нож, которым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарелки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ложечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каждый добавляет его по вкусу.
Салфетки - обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть всегда чистыми и накрахмаленными. Салфетки необходимо уметь складывать.
За столом надо уметь себя правильно вести - это правила этикета, то есть строгий порядок поведения, правильное пользование столовыми приборами и правильный прием пищи. Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический этикет и столовый этикет.
За столом сидеть надо прямо, но не напряженно, а слегка опираясь на спинку стула. Стул не следует придвигать близко к столу, но нельзя и отодвигать от него слишком далеко. В ожидании пищи руки необходимо держать на коленях. Во время еды можно слегка опираться предплечьем на стол, но нельзя ставить на него локти.
Салфетка предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить одежду от случайного попадания пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфетку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки.
По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.
Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин. Однако если за столом много гостей, то этикет позволяет начинать есть, когда блюда будут поданы нескольким гостям. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, ложкой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут руками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно делить ножом, они не пачкают рук. и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку. Жевать пищу следует бесшумно, не торопясь. Не следует наполнять рот большим количеством пищи. Если необходимо взять фужер или хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.
Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся дальше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.
По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее берут в правую руку. Не берут нож, вилку, ложку близко к основанию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и ножом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой. Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.
2. Сообщение учащихся.
А почему нельзя?
Например, почему нельзя есть с ножа? Почему не полагается держать вилку стоймя, когда режешь мясо? Почему котлеты и рыбу никогда не режут ножом?
Так как мне хочется, чтобы и ты, и каждая девочка, и, конечно, каждый мальчик знали, как вести себя во время обеда, ужина и завтрака, я расскажу сейчас о простейших правилах, которые нужно соблюдать за столом.
Каждому поставь мелкую тарелку.
Слева от нее положи вилку, справа - ложку и нож. Ложки и вилки должны лежать вогнутой стороной кверху.
На середину стола поставь хлебницу с ломтиками хлеба.
Не забудь про солонку с солью, про баночку горчицы и про перечницу с перцем!
Хорошо, если летом на столе будет кувшин холодной кипяченой воды. Тогда возле каждой тарелки непременно пусть стоят стаканы.
Около маминой тарелки положи большую разливательную ложку, которой она всем нальет суп. Возле нее - стопку глубоких суповых тарелок.
Поставь на обеденный стол небольшой букетик. Даже самый будничный обед становится праздничным, когда на столе цветы.
А как вести себя за столом во время еды?
Правило первое.
Сидеть за столом надо прямо.
А не так, как иной раз сидят некоторые ребята. Они облокачиваются на стол, качаются на стульях, балуются со скатертью и вот что от этого бывает: стул падает, скатерть стянута со стола, на пол летит посуда, из тарелок льется суп.
Правило второе.
Никогда не бери нож в рот. Легко можно порезать язык и губы. На этом разумном соображении основано правило: не есть с ножа.
Ножом только режут!
Правило третье.
Очень некрасиво ковырять вилкой в зубах, особенно за столом.
Если пища застряла в зубах, лучше всего после обеда прополоскать рот водой.
А вилка - чтобы есть!
Правило четвертое.
Котлеты, тефтели, рыбу, вареные овощи никогда ножом не режут. В этом нет надобности. Едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, при этом вилку обязательно держат в правой руке.
Правило пятое.
А если надо резать какое-нибудь кушанье, тогда вилка должна быть в левой руке, а нож в правой. Ведь правой рукой удобнее резать.
Правило шестое.
Разрезая, какое-нибудь кушанье, держи вилку вот так
Если ты будешь держать вилку неправильно, то есть перпендикулярно к тарелке, она может скользнуть по гладкой поверхности тарелки и разбросать всю еду по столу.
Правило седьмое.
Когда ты закончила есть, вилку, нож, ложку клади не на стол, а на свою тарелку.
Правило восьмое.
Твердо помни: своей вилкой, ложкой, ножом, а тем более руками нельзя брать кушанье из общих тарелок, мисок, ваз, блюд.
Когда накрываешь стол, обязательно положи специальную ложку, вилку или нож для общего блюда, которое стоит в центре стола.
Правило девятое.
Когда ешь, не чавкай, не шлепай губами, не брызгай ложкой, не хлебай суп так, чтобы все сидящие за столом слышали.
Есть надо спокойно, не торопясь, пережевывая пищу, беззвучно глотая суп и, если осталось его немного, не наклонять тарелки ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни к себе на колени.
4. Практическая работа. (Закрепление изученного материала.)
Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к завтраку, красиво складывать салфетки
Учитель, контролируя работу учащихся, проводит текущий инструктаж, показывает способы складывания салфеток.
5. Анализ и оценка урока.
Анализируя урок, учитель проводит беседу:
Учитель анализирует допущенные учащимися ошибки, делает необходимые замечания, оценивает практическую работу учащихся и устные ответы.
Домашнее задание: повторить конспект урока, потренироваться складывать салфетки разными способами
© 2015, Мальцева Ольга Владимировна 1260