СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный; Путь подражания – самый легкий; Путь личного опыта – самый тяжелый путь. Конфуций |
За последние годы основная цель воспитания и образования сильно изменилась. Современное общество предъявляет к педагогам совершенно новые требования. Еще вчера ученик рассматривался как сосуд, который необходимо наполнить знаниями, при этом упускалось из виду, как научить применять эти знания в бурном, постоянно меняющемся мире с огромным потоком информации. Сегодня, наряду с приобретением знаний, необходимо знакомить учеников с различными техниками и приемами мышления.
Научная работа отличается от всякой другой своей целью – получить новое научное знание. В науке мало установить какой – либо новый научный факт, необходимо показать теоретическое или практическое значение. Разумеется, весьма заманчиво получить на уроке объективно новое знание. Но мы понимаем, что в реальности это невозможно. Ученик не обладает еще достаточными знаниями в любом предмете, который он изучает в школе, нет специальных «лабораторных» условий, да и времени недостаточно для таких открытий. Поэтому говорить о том, что ученик совершает научное открытие на уроке – это, конечно же, миф.
Но, если под учебно – исследовательской деятельностью учащихся мы будем понимать деятельность, которая связана с решением ими исследовательских и творческих задач с заранее неизвестным результатом и предполагает наличие основных этапов научного исследования: изучение и анализ материалов по теме; выдвижение гипотезы; составления плана исследования; проверка гипотезы; оформление, обобщение и анализ результатов, то, очевидно, что все это реально.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы – наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
В самом деле, ребенку безразлично, что взрослые знают и вопрос, и ответ. Он ищет и пока не знает результата. Поиск субъективен, адаптирован, открыт, подстрахован учителем, экономит время. Он реален. В этом его педагогические достоинства. Кроме того, разве обязательно, что урок должен закончиться обобщением и выводами? Иногда полезнее заронить искру сомнения и, тем самым, спровоцировать альтернативный подход. В любом случае, поиск формирует интуицию, творческие и аналитические способности. Причем, как ученика, так и учителя.
Для формирования творческой личности важно, чтобы у ученика появлялась уверенность в том, что он сам может быть первооткрывателем, исследователем. «Идеальный исследователь – это человек, способный бесконечно, качественно и количественно, разнообразить внешние поведенческие пробы, добывая при каждой пробе неограниченно большой объем эмпирической информации» (А.Н.Поддъя-ков).
© 2015, Русинова Надежда Александровна 667