СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В своей школьной практике нам не раз довелось выслушать вопрос детей: а зачем мне нужна математика? А затем что, нельзя быть образованным человеком, не зная математики. С древнейших времён каждый образованный человек изучал и обязательно знал математику. Ещё в 1267 году английский философ Роджер Бэкон сказал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества». И чтобы вопросы: «а зачем учить математику?» школьники не задавали, мы считаем, что на уроках надо как можно больше уделять внимания прикладному аспекту.
Прикладная направленность преподавания математики связана с триединой целью:
а) общеобразовательная цель (легче учить другие предметы), б) прикладная цель (будущие специалисты ещё в школе получают необходимые навыки прикладного математического исследования), в) воспитательная цель (мир един и именно в содружестве с другими науками математика формирует у ребёнка основы научной картины мира).
Человечество ценит математику за её прикладное значение, за общность и мощь её методов исследования, за действенные прогнозы при изучении природы и общества. Мы живем в очень непростое время. В России наблюдается спад производства, инфляция, безработица. Выпускнику школы будет чрезвычайно трудно адаптироваться к жизни без знания экономической природы различных процессов, умения их предвидеть и сделать для себя менее ощутимыми. Выберут ли сегодняшние школьники в дальнейшем делом всей своей жизни предпринимательство, маркетинг, менеджмент, станут учеными-экономистами, юристами или приобретут другую специальность и будут работать по найму – ни в одной сфере деятельности без экономических (а, значит, без математических) знаний не обойтись.
За последние годы ценностные ориентиры общества изменились, и изменилось отношение общества к школе. Выпускник имеет большой набор теоретических знаний, а вот применить он их не всегда умеет. Мы думаем, что это связано с тем, что задач в учебниках, которые рассматривали бы жизненные ситуации не так много. А на некоторые темы и вовсе не предлагаются. Нам хотелось бы видеть задачи прикладного характера в учебниках старшей школы.
Рассмотрим ряд задач, которых хотелось бы видеть в наших учебниках как можно больше.
Задачи
1.Кот Матроскин положил в Сберегательный банк 2000 рублей, вырученных от продажи молока, сроком на 6 месяцев под 12% годовых. Какую сумму он получит через 6 месяцев?
2.Старик Хоттабыч внес в банк 5000 рублей на срочный вклад «Пенсионный» сроком на 12 месяцев под 18% годовых. Сколько он получит по истечении срока?
3.Чебурашка и Крокодил Гена выручили от деятельности своей фирмы «Друзья» 100 000 рублей и решили их внести в банк на вклад «Сберегательный» сроком на два года под 28% годовых. Какую сумму они получат в конце срока?
4.Старуха Шапокляк решила свою пенсию в размере 5000 рублей положить в Сбербанк на текущий вклад под 12% годовых. Но она не обратила внимание на то, что есть еще вклад «Срочный пенсионный» - по нему выплачивается 22% годовых. Вклад пролежал в банке один год. Какую сумму денег потеряла Шапокляк из-за своей невнимательности?
Эти задачи можно рассмотреть в 6 классе при изучении темы «Процент».
5.Жестянщику заказали ковш цилиндрической формы объёмом 1л и высотой 1 дм. Помогите ему: начертите развёртку и сделайте модель из плотной бумаги.
6.Эту задачу можно рассмотреть в 6 классе, но нужно пояснить какая фигура называется цилиндром и совместно сделать развёртку. Так же эту задачу можно предложить в 9 классе, пояснив, что такое цилиндр. В 11 классе эту задачу дают без пояснений.
7.За 1000 лет от гниения растений и корней образуется 3-4 см плодородного слоя почвы. Сколько надо лет для образования слоя толщиной 24см?
8.Банк выдал кредит на сумму 500000 руб, сроком на один год. Процентная ставка по кредиту составила 29%. За год инфляция составила 9%. Каков доход банка?
Эту задачу удобнее всего рассмотреть в 8-м классе в теме «Рациональные дроби». Но прежде пояснить ученикам: кредит-предоставление денег в долг с условием вернуть в срок с процентами; инфляция- обесценивание денег и рост цен. Далее рассмотреть задачу:
9.Кредит на сумму Х получен под процент 100р%. За год инфляция составила100і%. Какую прибыль получит банк через год?
10.На перевозке груза в первый день работали четыре машины, на следующий день - пять, ещё через день - шесть и т.д., пока не был вывезен весь груз. Если бы с первого дня перевозку груза осуществляли все машины, задействованные в последний день, то груз был бы перевезён на 3 дня раньше. Считая объём перевозимого груза одинаковым, найдите число дней, потребовавшихся для перевозки груза.
К арифметической прогрессии приводит любая прикладная задача, в которой реальный процесс описывается линейной функцией и рассматривается её значения в равноотстоящих точках.
Мы считаем, что данная задача может быть предложена как после изучения темы, так и при итоговом повторении в 11 классе.
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовке учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, находить решения в различных условиях.
Дети находятся далеко от реалий жизни. Необходимо учить в школе основам экономики, чтобы они умели оценивать свой труд и продавать его правильно.
© 2015, Покрышкина Ольга Викторовна 2428