СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональное выгорание у работников социальной сферы как результат дезадаптации в системе «субъект - субъектных» отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в научной литературе ведётся дискуссия по вопросам стресса и выгорания у работников, которая выражается в том, что нет чёткого разграничения между этими понятиями. Эти споры нашли отражение в подходах к пониманию структуры профессионального выгорания, представленных отечественными и зарубежными психологами. Авторы результативного подхода (Е. Maher, S. Kahill, К. Чернисс и др.) придерживаются мнения, что выгорание, связанное с профессиональной деятельностью, выступает как специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения у психически здоровых лиц, которые ранее успешно функционировали на определённом уровне профессионального мастерства. Представители процессуального подхода (Д. Эдельвич, А. Бродски, М. Буриш, L. Hallsten) рассматривают выгорание как стадиальный процесс, начинающийся с напряжения, который протекает в ходе профессионального развития человека и выражается в несоответствии между ожиданиями, желаниями и идеалами личности и требованиями профессии. Таким образом, профессиональное выгорание представляет собой комплекс симптомов, выражающихся в эмоциональном истощении, деперсонализации и снижении профессиональной эффективности [2]. По мнению Л.А. Китаева-Смыка и Э.С. Бобровой, возникновение синдрома «выгорания личности» связано с тем, что происходит противоречие между личным и социальным, а именно: в то же мере, как человек не может находиться в социальной изоляции, так и превышение нормы общения приводит к дистрессу [4]. В.А. Бодров отмечает, что проблема стресса связана со значимостью профессиональной деятельности человека. Именно эта значимость зависит от профессиональной мотивации, то есть в направленности личности на достижение успеха, самоутверждение, саморазвитие, достижение определённого статуса. Сложности в реализации указанных мотивов приводят к возникновению чувства неудовлетворённости, тревоги, стресса и фрустрации [1]. Развитию профессионального выгорания предшествует период максимальной активности, когда человек уходит «с головой» в работу, что провоцирует возникновение первый признак выгорания – истощения. В данном случае, истощение связывается с чувством усталости, вызванным исчерпанием ресурсов, которое не проходит после ночного сна, но уменьшается, если работник пребывает на выходных или в отпуске, по окончании которых перечисленная симптоматика возвращается [7]. Однако первопричиной стресса могут служить не только рабочие факторы, они выступают скорее поводом для возникновения. Настоящие причины скрываются в сущностных характеристиках личностной сферы человека, в его установках, мировоззрении, особенностях стрессоустойчивости, в отношении к коммуникативному взаимодействию. Также стоит отметить, что часто человек уходит «с головой» в работу от проблем вне рабочего времени, например, от проблем в личной жизни, что приводит к перегрузке [3]. Обладая хорошими ресурсами стрессоустойчивости, а именно: развитыми волевыми качествами, способностью контролировать эмоции, способностью выдерживать нагрузки, человек достаточно долгое время пребывает в балансе [6].

Необходима более тщательная работа по выявлению этих факторов, проведение психокоррекционных мероприятий и применение психопрофилактики с целью помощи специалистам и руководству, а также для повышения уровня продуктивности организации в целом.

Лебедева О.В., Егорычева С.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЗАДАПТАЦИИ В СИСТЕМЕ «СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТНЫХ» ОТНОШЕНИЙ // Нижегородский психологический альманах. &ndash; 2021. &ndash; № 2 &<br>URL: <a href="http://psykaf417.esrae.ru/34-332">psykaf417.esrae.ru/34-332</a> (дата обращения: 29.09.2022).</p>

Категория: Психологу
29.09.2022 14:50


Рекомендуем курсы ПК и ПП