СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К сожалению, в настоящее время не каждая школа готова предоставить учителю современные средства передачи информации, такие как компьютер, ноутбук, интерактивная доска или проектор. В таком случае учителю приходится визуализировать информацию «подручными» средствами, пользуясь мелом и доской. Однако, не стоит забывать о том, что этот метод проверен годами, и может быть с успехом использовано на уроке истории.
Преподаватель истории и рисования Мурзаев В. С. В свое время был знатоком меловых рисунков. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории» он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности».
И сейчас меловой рисунок пользуется большой популярность среди учителей истории, благодаря своей доступности, быстроте, большой экономии времени на уроке. Под меловым рисунком Гора П. В. понимал изображение мелом людей и исторических действий. Недаром он называл рисунок «педагогической речью». В отличие от готовых схем и картосхем, меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Именно поэтому заметно облегчается процесс восприятия материала. Поскольку меловой чертеж или рисунок развивается на глазах учащихся, то содержит огромные возможности для активизации внимания.
Рисунок учителя на доске является примером для детей. Они стараются воспроизвести похожие изображения в своих тетрадях, делая эскизные зарисовки. Эта работа учит детей распределять свое внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала.
Меловой чертеж эффективен для показа динамики исторического явления или события - его возникновения, изменения и развития. Меловой рисунок позволяет выделить стадии этого развития. Применяется он и тогда, когда необходимо вычленить те или иные элементы или детали из сложного комплекса или изображения. Таким образом, он помогает раскрытию сущности сложных исторических явлений, выявлению и фиксации основной идеи излагаемого материала.
Эскизный рисунок Мурзаев предлагал применять в следующих случаях. Во-первых, для того, чтобы воссоздать образ природы разных стран — так называемые «меловые пейзажи». Во-вторых, для создания рисунков, которые могут воспроизвести орудия труда, предметы быта, здания, постройки, оружие и др. Применять такие рисунки следует тогда, когда мы хотим подчеркнуть детали, выявить их устройство, показать художественную ценность, выделить различие в предметах и создать представления об их типичности. Годер Г. И с помощью меловых рисунков показывал целостные динамичные картины. Классическим примером в этом смысле стали композиции «Охота на мамонта», «Борьба за пещеру».
Важным элементом в создании меловых рисунков является их схематичность. Под схемами обычно понимается упрощенное представление чего-либо, чертеж, который отражает существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройства различных материальных объектов, взаимодействие их деталей, размещение предметов и людей на местности.
Гора П. В. выделял следующие типы схем:
1. Технические схемы, показывающие устройство материальных объектов.
2. Локальные схемы, показывающие перемещение на местности.
3. Схематические планы — статичное расположение объектов на местности.
4. Логические схемы, которые помогают в выявлении причинно-следственных связей.
5. Графики и диаграммы, которые отражают количественные и качественные соотношения явлений и процессов, темпы и тенденции их развития.
Когда на уроке речь идет о ярких событиях и страницах военной истории, то эффективнее применять меловые динамичные рисунки. С их помощью можно детально показать стадии развития различных сражений. Одним из примеров является серия картинок «Взятие Казани при Иване Грозном». В таком случае к каждой из картинок можно придумывать заголовки совместно с учащимися, именно они могут послужить наглядной опорой при ответе.
С помощью меловых рисунков на уроках истории России можно сравнивать планы раннесредневековой деревни X в. и поместья XVI в., таким образом наглядно продемонстрировать детям изменения в хозяйстве. Помимо планов землепользования, можно использовать сущностные схемы и рисунки. Так, системы двуполья и трехполья показаны в схемах учебника Черниковой Т.В.
Классическими примерами меловых рисунков стали иллюстрации Гора П. В. В своей работе он приводил изображения орудий труда — двузубой и трехзубой сохи, сохи-косули и плуга. Он отмечал, что работа с меловыми рисунками обязательно должна сопровождаться вопросами для беседы: 1. В чем отличие в устройстве этих орудий труда? 2. Какое из них в техническом отношении более совершенное и почему? 3. Что такое лемех, отрез, отвал? 4. Как они применялись при вспашке и какую роль играли? В завершении процесса обсуждения данного вопроса учитель может давать различные комментарии, отмечая для учащихся, ранее не известные им факты.
Аналогичную работу можно провести и при изучении орудий труда — бороны, мотыги, сохи и средневекового плуга у славян. Некоторые из таких приме- ров учитель может найти в книге Коротковой М. В: сравнивать бороны, косы — литовку и горбушу и другие орудия труда и предметы быта.
Оригинальные меловые схемы и рисунки целесообразны при изучении торговых путей между странами или внутри страны. Они сочетают в себе сущностные знания о предметах торговли, а также местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу. В данной случае учителю стоит использовать различные зарисовки, сочетая их с картой. При этом ему необходимо объяснить местоположение торгующих объектов по отношению друг к другу, отметить выгодность торговых путей и пр. Преподаватель может найти материал для подобных схем в учебнике Черниковой Т.В. и других авторов.
Использование данного метода эффективно скажется на запоминании учебного материала школьниками. Поэтому мы можем согласиться с К.Д. Ушинским, что меловые схемы и рисунки – неисчерпаемый кладезь творчества современного учителя. Рисование на доске хотя и является трудоемким для учителя средством обучения, но во сто крат окупается усвоением материала учениками.
Особенно ценным для преподавания является изображение с помощью меловых рисунков историко-бытового и культурологического материала. Основным объектом быта, который поддается меловому рисованию, является жилище. Для изучения данного вопроса учителю уместно пользоваться планами и схемами в разрезе. Именно они позволяют обучающимся не только представить, как выглядело помещение внешне, но и познакомиться с его внутренним обликом, особенность их планировки и внутреннего убранства. Примером может служить новгородская изба на жилом подклете на страницах учебника Кацва Л.А., Юрганова А.Л.,
© 2021, Гаврилова Елена Сергеевна 1155