СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи говорящего можно сразу определять уровень его мышления и развития наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным. Развитие речи - это способ введения человека в культуру, в том числе и в культуру, доставшуюся ему от предков, это условие саморазвития человека, его способности обогащаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку.

Русский язык - это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни человека. Это инструмент познания, мышления, развития. Он богат возможностями творческого обогащения. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Речь в свою очередь является каналом развития интеллекта. Вот почему развитие речи является одной из составных частей будущего успеха школьников.

Работа по развитию речи многогранна. И это понятно: однообразие видов работы создает скуку на уроке, не оставляет живого следа в сознании учеников, не прививает любви к родному языку. Чтобы сделать процесс обучения интересным, захватывающим ребенка, изменить свой вкус, зажечь в ученике огонек жажды знаний, мотивировать обучаемого к учебной деятельности помогают загадки и игровые формы с этим малым фольклорным жанром.

Что, как ни художественная литература и фольклор – оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка и развитие речи, формирование его эстетического и нравственного воспитания. Ничто так не обогащает образную сторону речи дошкольников и младших школьников на первых этапах освоения ими языка, как малые фольклорные жанры.

Загадки широко применяли в обучении детей великие педагоги К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент - народные загадки. По этому поводу Ушинский писал «Загадку я помещал не стой целью, чтобы ребёнок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться, т.к. многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребёнка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полной классной беседе, которая закрепится в уме ребёнка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные».

Загадка является одной из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Средствами загадки формируют любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводят ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Загадка приобщает детей к народному складу мышления и поэтому служит эффективным, средством патриотического воспитания.

Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она, говоря словами К.Д. Ушинского: «Загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение». Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующие его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмыслить мир.

Детям вообще нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, загадки полны познавательного смысла.

Каждая тематическая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать загадки для развития наблюдательности, закрепления знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями.

Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Конкретность загадки, направленность ее на детали жизни делают загадку отличным приемом дидактического воздействия на детский ум.

02.03.2025 14:40


Рекомендуем курсы ПК и ПП