СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанная на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений»
Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают «формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую».
С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарлз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.
Технология критического мышления позволяет:
Основные этапы урока при использовании технологии «Критическое мышление»:
Вызов. На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.
Осмысление. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы.
Рефлексия. На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение.
Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики
Вот один из примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда учащимся 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:
Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»:
При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание:
В течение недели вы должны записать в книжки, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.
При изучении темы «Создание мультимедийных презентаций».
При подготовке к зачетной (проектной) работе учащимся за неделю дается задание:
В течение недели соберите материал про известного человека нашего поселка по плану:
Дети собирают материал, проводят интервью, анкетирование, записывая все это в записную книжку («Книга мысли»). На уроке работают с найденной информацией: с текстовой, графической, составляют диаграммы (анализ анкеты) и т.д.
Пример задания:
Что общего между линейкой Уатта, изготовленной в 1779 году и современным компьютером.
Например, при изучении темы «Работа в Photoshop» дети получают задание:
Как в наше время могла бы выглядеть Баба Яга
(открывают файл с Бабой Ягой и работают с ним)
Выбираются действующие лица: Судья, Прокурор, Адвокат, Подсудимые: Процессор, Память, Монитор, Клавиатура, Мышь, Принтер, Сканер и т.д.
Прокурор обвиняет Устройства компьютера в ненадобности, а Адвокат старается доказать обратное. Каждое устройство подробно рассказывает зачем оно необходимо. Присутствующие могут задавать вопросы с разрешения судьи.
Театрализованный урок, как показывает практика, дает учащимся возможность лучше понять функции каждого устройства.
функции каждого устройства. Сократовский диалог - это способ становиться разумно мыслящим существом.
Например, урок в форме «Круглого стола» по теме «Антивирусные программы».
Заранее дается нескольким детям задание: «Подготовить информацию о каком-то определенном виде антивируса».
Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.
На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре:
1. Классу задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме;
2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.)
3. З минуты для обмена информацией в группах, парах;
4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного
5. Учителем составляется список всех предложенных идей
6. Ошибки исправляются по мере изучения новой информации.
Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» в 6 классе можно предложить учащимся высказать, как они думают какой алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.
Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассмотренных понятий.
-80%
© 2015, Комарова Елена Валерьевна 1003